Максим Голубев (carabaas) wrote,
Максим Голубев
carabaas

Categories:

Барвинковый и другие травно-цветочные обряды

Никогда ничего не слышал о барвинковом обряде, пока не посетил этнографический музей "Лемківська садиба".



Закарпатское село Заричево Перечинского района. Под горой Голицей – крытая соломой, одинокая хата. Вот-вот, казалось, навстречу нам выбегут Петер Ковач, одетый в шляпу с перышком, и в вышиванке его жена Марька. Это бывшие хозяева лемковской усадьбы. Подворью – более ста лет.



Музей – это аутентичный лемковский дом, который был построен в 1902 году. Стоит он на небольшом холме с красивой панорамой на Ужанскую долину, поскольку в древности люди пытались уберечь свое хозяйство от внезапных паводков, поэтому селились выше рек.



Но о музее я еще расскажу, а сначала послушайте о барвинке и обряде, которым еще с древности начинали свадьбу почти на всей территории Украины. Ведь Украину называют барвинковым краем. Тогда каждый регион выполнял этот обряд по-своему.



В структуре собственно свадебных действ на Закарпатье барвинковый обряд занимал особое место. Он широко бытовал также в Карпатах и ​​Поднестровье, и вообще у всех европейских народов, в частности у словаков, чехов, румын и венгров.



Барвинок – это оберег от всякой нечисти. В древности это растение вешали над дверью дома и никогда не выбрасывали на свалку, а только в воду, чтобы «он не погиб от жажды».



Вечнозеленый барвинок был обязательным атрибутом закарпатской свадьбы, поскольку символизировал молодость, крепость брака и вечность любви.



Особенной у украинцев Закарпатья была процедура сбора барвинка. Поход за барвинками в большинстве сел сопровождали музыканты. Народная традиция издавна наделяла их определенными магическими свойствами и связями с потусторонним миром. После обрядов с венками молодая угощала вином, что символизировало ее целомудрие.



В селах были женщины, которые выращивали барвинок для венков как на свадьбу, так и на похороны холостяков и маленьких детей. В селах боржавских долинян перед свадьбой крестные («маточки») шли за барвинком к хозяйке, которая жила обязательно ниже дома молодой или молодого (чтобы нести его вверх) и не давала со своего барвинка «на смерть»



В народном воображении весь куст барвинка становился мертвым, если из него хоть одну веточку взяли для умершего. Два сорта барвинка: живого и мертвого зафиксированы и в традициях гуцулов и бойков Галичины.



Закарпатские лемки рвали барвинок «под солнце», то есть в том углу, где быстрее всего восходит солнце:



После того как нарвали барвинка, плели барвинковый венок. Этот процесс должен был сопровождаться еще и песнями. Плести венок разрешалось только по благословению матери и только с получением его вечнозеленое травянистое растение наконец-то превращалось в головной убор невесты.



Барвинкоплетение и обряды с готовыми венками отличались от села к селу. Кроме барвинка, который являлся обязательным компонентом свадебного венка, в него могли заплетаться цвет и ягоды калины, колосья пшеницы, василек, рута, мята.



Но при этом повсеместно в украинских селах Закарпатья в свадебные венки обязательно вплетали несколько долек чеснока, служившего оберегом молодых от посягательств нечистой силы. Копейки в барвинковом обряде символизировали богатство и изобилие.



А на следующий день вечером этот венок клали на каравай, когда раздавали его гостям. Считалось, что если кто этот венок сорвет во время раздачи, следующим женится.



После обряда венчания венки забирали те родители молодых, в дом которых пара шла жить. Их никому не показывали, хранили в тайных местах, в том числе по святым образам, а иногда сжигали.



Вера наших людей в силу растений была очень сильной, настолько сильной, что отчасти она сохранилась до наших дней. И не только в глухих уголках нашей страны. Ведь немало современных украинок одевают джинсы, прежде искупавшись в любистке.



А еще тогда невесты не одевали фаты. Это я говорю вам на всякий случай, если вы сами не догадались. Появилась она в Закарпатье только в 40-х годах прошлого века как результат влияния городской культуры на сельскую.



Можно было бы еще многое рассказать о травно-цветочных обрядах. Про мак, полынь, любисток, папоротник. Или же, например, тыква. Яблоки. Но и так многовато букв получается. Вернемся в музей.



Вы уже знаете, что в музее воссоздан интерьер лемковского жилья.



Под одной крышей можно увидеть жилую часть дома, амбар, сени, сарай, хлев. Именно такой тип застройки характерен для лемков. Аналогичный тип застройки, так называемый "long house", характерен для традиционного жилья в Великобритании.



Есть несколько версий по поводу появления такого типа застройки. По одной – это был способ экономии земли, по другой – так использовали меньше древесины. Большинство исследователей считают, что такой тип застройки, который у лемков получил название «длинная хижа», является данью этническим традициям. (т.е. не знают чем объяснить))



В доме собраны предметы быта, воспроизводящие материальную культуру лемков начала ХХ в.: в сенях - деревянная ступа, жернова, большие деревянные миски, бочонки для капусты с соломенной крышкой, в амбаре - старинные столярные инструменты, деревянные бочки, посуда, сапоги, в комнате - стол, резная кровать, шкаф, деревянная люлька, сделанные руками хозяина.



При музее действует ансамбль «Лемкивчанка», который кроме комментариев к музейным экспонатам поет традиционные песни и рассказывает интересно о лемках и их жизни. Женщины, участники ансамбля, собираются в старый дом на "прядки", передают молодым народную мудрость, щедрость своей души. Благодаря этому музею и сохранению лемковских традиций село Заричево считается культурной столицей лемков Закарпатья.



Нас здесь угощали лемковским чудо-напитком – травяным чаем из семи трав, собранными в пятницу на рассвете накануне "Зеленых Свят" в местных горах. А может, это был просто настой из зверобоя и шиповника? Но вкусно было, все равно…



Интересно, что инициатором музея была не лемковка, а приезжая женщина, учительница местной школы Снежана Александровна Соколит, которой настолько понравились лемковские традиции, что решила показать их людям. Ее муж был председателем колхоза, поэтому она попросила его помочь в создании музея. Колхоз купил дом вместе со старой мебелью от сына Петера Ковача, который построил его в 1902 году. А уже утварь собирали со всей деревни. Покупали лемковские предметы обихода: гунни, скатерти, полотенца, посуду и т.д. Интересно, что стены усадьбы увешаны греко-католическими иконами, хотя к тому времени они были запрещены – позволяли вешать только православные иконы. Однако коммунисты в различиях икон не разбирались, поэтому их просто убедили, что образы – православные.



Этот затерянный в Карпатах уголок приобрел немалую популярность как среди закарпатцев, так и иностранных гостей. Наиболее частые гости Лемковской усадьбы – туристы из США, Канады, Венгрии, Румынии, Германии, Словакии, Польши и других стран.



Спасибо за приглашение Управлению туризма и курортов Закарпатской ОГА

Путешествуйте, оно того стоит…

#пізнайУжанськуДолину

Tags: #пізнайУжанськуДолину, Закарпатье, блог-тур, путешествие, фотография
Subscribe

Posts from This Journal “блог-тур” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments