Максим Голубев (carabaas) wrote,
Максим Голубев
carabaas

Categories:

"Дом вечности" ─ пересечение миров

Как-то рабби Абрахам приехал в дом своего тестя в Кременце. Достойные члены общества собрались, чтобы приветствовать праведного мужа. Однако рабби Абрахам не обращал на них внимания, а смотрел в окно на гору, у подножия которой лежал город. Один из гостей, который гордился своей ученостью и крайне дорожил своим достоинством, нетерпеливо спросил: «Учитель, почему ты так смотришь на ту гору? Как будто никогда такой не видел». Рабби ответил ему: «Смотрю и не удивляюсь, как такой ком земли настолько раздулся от гордости, что из него даже вышла настолько высокая гора».

Мартин Бубер, Хасидские предания




В Кременце блогеры посетили еврейское кладбище, которому уже полтысячи лет. Это зрелище стоит того, чтобы увидеть его собственными глазами. Вообще городские кладбища имеют... свою особую жизнь, свое особое влияние на город - это мистические места, зоны, где пересекаются миры живых и мертвых. В Кременце кладбище занимает площадь более 2 гектар и имеет «классическое» расположения - на крутом холме. Именно такая местность зачастую отводилась под еврейское кладбище, поскольку была непригодной для земледелия и строительства. Этот рельеф «сохранил» кладбище от уничтожения во время советской оккупации города. «Неудобный» рельеф не способствовал разрушению и вывозу надгробий, как стройматериала для дорог и тротуаров.



"Бейт альмин", еврейское - «дом вечности». Так называется у евреев кладбище на котором похоронены верующие в соответствии с еврейской традицией.



Земля на кладбище считается святой. Евреев хоронили сидя, а над могилой ставили каменное надгробие (мацева), на которой была надпись на иврите. В диаспоре, была традиция хоронить ногами в сторону Иерусалима.



Хотя еврейский квартал в Кременце был полностью уничтожен, но древнее еврейское кладбище сохранилось до наших дней.



На кладбище похоронены как простые евреи, так и евреи, которые оставили в истории неизгладимый след. Например там находится могила великого еврейского просветителя Исаака Бер Ливинзона, жившего в XIX веке. Уже в наше время, по некоторым историческим записям, представители еврейской общины обнаружили где на нем находится место захоронения одного из еврейских святых - цадика Мордехая. Последние захоронения происходили здесь в 70-х годах ХХ в.



Весь склон горы будто усеян надгробиями, которые лежат на земле и сделаны в виде небольшого гроба. На самом верху кладбища эти стелы творят целые ряды. Мацевы, поражают воображение богатством декора, разнообразием символики и свидетельствуют об искусстве еврейских мастеров-каменщиков. Одни имеют прямоугольный верх, другие - срезанные углы, встречаются также с фигурным завершением и с углом на два ската.



В хорошо сохранившихся мацева большую часть занимает эпитафия. Обычно она рассказывает о личности покойного и его деятельности, а также это отличный источник генеалогической информации.



На некоторых эпитафиях включены цитаты из Торы или Талмуда, как формулы похвалы умершего, выражение скорби и горя близких умершего, уверенности в воскресении мертвых.



Кроме того, на мацевах можно встретить различные символы, которые отражали религиозный и общественный статус умершего, его профессию. Звезды Давида, которые видны на мацевах, свидетельствуют о том, что эти могилы не ранее конца XIX, начала ХХ в.



На сегодня еврейское кладбище города Кременец, по разным данным, насчитывает от 7 000 до 12 000 надгробий.



Наряду с еврейским кладбищем,в 100 метрах, находится козацкое кладбище. На нем похоронены козаки отряда Максима Кривоноса, погибшие во время штурма кременецкого замка в 1648 году.



Козацкие могилы овеяны мистическими рассказами: после смертельного кровавого боя у казаков не было сил похоронить умерших, поэтому решили копать могилы и проводить обряды на следующий день. Уставшие живые улеглись просто на землю спать, рядом с умершими - а на следующее утро проснулись среди свежих могил... А над теми могилами, где нашли упокой козаки - кобзари и бандуристы, невидимая рука высекла из камня очертания бандуры.



Кладбище называют еще Пятницким из-за того, что в 1633 году здесь стояла церковь Параскевы Пятницы. В 90-х гг. ХХ в. здесь был установлен памятник погибшим козакам.



К сожалению у нас было мало времени и на козацкое кладбище мы не попали. Очень плотный график.



Однако теперь есть повод вернуться сюда еще раз.



















Tags: Кременец, Тернополь, блог-тур, путешествие, фотография
Subscribe

Posts from This Journal “блог-тур” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments