Максим Голубев (carabaas) wrote,
Максим Голубев
carabaas

Categories:

Лучшая военная драма года

В четверг, 30 января, в Украине стартует показ военной драмы Сэма Мендеса «1917», едва ли не первый масштабный кинематографический проект о Первой мировой войне, за последние 20 лет.



Сэм Мендес, британский театральный режиссер, стал знаменит в киноиндустрии после фильма "Красота по-американски", потом удачно отметился в "военном кино" "Морпехами", сделал хорошую любовную мелодраму "Дорога перемен" с Леонардо ДиКаприо и Кейт Уинслет и завоевал признание масс как автор двух успешных серий "бондиады" - "007. Координаты "Скайфолл" и "007. СПЕКТР". То есть зарекомендовал себя как режиссер многопрофильный и универсальный.

Теперь он создал фильм о войне и участии в ней британцев - трогательную историю о том, как были спасены сотни жизней.

6 апреля 1917 года. Где-то на севере Франции. Я думаю, что скорее всего это Аррас.



Командование вызывает капрала Блейка (Дин-Чарльз Чепмен) к себе вместе с любым другим солдатом, которым становится его друг капрал Скофилд (Джордж Маккэй), ещё не подозревающий, на что он только что согласился. Генерал в исполнении Колина Фёрта поручает юношам сложную, но необычайно важную миссию. Капралам приказано в максимально сжатые сроки пересечь территорию, которая еще 6 часов назад контролировалась силами Германии, и доставить приказ об отмене атаки полковнику Маккензи (Бенедикт Камбербетч) в письменном виде.



Дело в том, что немцы тактически отступили к линии Гинденбурга и с артиллерийскими орудиями поджидают наступающий Девонширский полк. Поскольку телефонные линии обрезаны, единственный способ предупредить войска о ловушке - сделать это при помощи двух посыльных.

Если герои не доставят сообщение в кратчайший срок, то 1600 британских солдат отправятся на верную смерть. Именно в этом батальоне служит и брат Блейка, отчего эта миссия становится для него особенно важной. Капралы отправляются в путь, но только первые двадцать минут фильма все идет по плану.



Главное, что пытается передать режиссер в фильме - это так называемые "внутренности войны". «1917» - мрачное путешествие сквозь грязные окопы, искореженные взрывами и наполненные гниющими трупами воронки в земле, залитые грязной водой рвы с мертвыми лошадьми. Бесцветное небо, тысяча оттенков грязи, заброшенные вражеские траншеи, усеянные огромными гильзами поля и разрушенные города – и это лишь малая часть мест, в которых зрителю предстоит побывать вместе с героями. Персонажи проходят сквозь зловонную реальность войны, которую Мендес мастерски воссоздает на большом экране и не сбавляет градус эмоционального напряжения все два часа хронометража и заставляя зрителя вжиматься в кресло, напряженно вглядываясь в происходящее на экране.



«1917» трепетно относится к атрибутам войны, не акцентируя на них зрительского внимания, но они все время в кадре: жирные крысы в немецких блиндажах, брошенные в спешке куклы и фотографии близких, солдаты, занимающиеся своими делами в окопах, вспухшие трупы в реке.



Несмотря на это, Мендес оставляет частичку прекрасного среди мира копоти и крови - цвет черешневых садов. Но и в этом режиссер закладывает глубокий антивоенный символизм - спиленые черешневые сады в цвету - это молодые солдаты, которые уже погибли на войне. "Сад восстановится из косточек", - отмечает один из героев фильма, намекая, что на их место придут новые солдаты. Жизнь идет свои чередом.



Есть в фильме одна замечательная, пусть на первый взгляд и малозначительная сцена, в которой героев на полпути до цели подбирает английский отряд и помогает преодолеть опасный отрезок пути. Узнав о миссии капралов, командир этого отряда (Марк Стронг) говорит: «Когда будете передавать приказ об отмене наступления, убедитесь, что делаете это при свидетелях». На недоуменный взгляд он отвечает: «Многим просто необходимо сражаться». Даже если сражение очевидно закончится катастрофой и приведет к гибели тысяч человек.

Герои идут передавать приказ об отмене наступления, пытаясь этим спасти тысячи жизней. Но даже, если они выполнят приказ и это наступление в итоге отменят, это не сможет изменить ничего.

Не сегодня, так завтра на рассвете наступление всё равно будет, и кому суждено погибнуть, тот погибнет.



Примечательным является то, что фильм - посвящение деду режиссера, известному писателю Альфреду Губерту Мендесу, который два года отвоевал на бельгийском фронте Первой мировой войны и даже был награжден Британской Военной медалью. Сценарий фильма как будто пропитан настоящим, живым опытом, и лента целиком ощущается максимально достоверной.

Каждый кадр тщательно организован, камера становится как бы нашими глазами, словно мы сами - их третий попутчик в этом путешествии по кругам ада.

Саспенс — один из главных плюсов картины. В любой момент может прилететь, но никто об это не предупредит. Зритель узнает об этом одновременно с героем.



Режиссер усугубляет саспенс приемом, который почти никогда не используется в игровом кино в масштабах целого фильма: весь сюжет от начала до конца снят одним планом. Это своего рода кинематографический подвиг, требующий точного режиссерского расчета, идеальной актерской дисциплины и изощренной операторской работы.

Съемка одним планом работает исключительно для создания напряжения. И это удается.

Благодаря ощущению того, что всё развивается в реальном времени, зрителю проще отождествить себя с главными героями, а, следовательно, это помогает погрузиться в историю и следить за её развитием на совершенно новом для себя уровне вовлечённости. Мендес дает возможность зрителю воочию пережить мгновения ужаса и всеобщего хаоса, гуманизма и милосердия, несправедливости и героизма.



Фильм «1917» отличился и неплохим актерским составом - в центре повествования – упомянутые молодые капралы, которых играют мало кому известные Джордж Маккей и Дин-Чарльз Чепмен, но офицеры - все сплошь знаменитости. И венец всего - Полковник Маккензи, которого играет Бенедикт Камбербетч. Несомненно, зрители шли для того, чтобы увидеть Эндрю Скотта (Мориарти в Шерлоке), Ричарда Мэддена (Робб Старк) и конечно же Камбербетча. Вот только экранного времени у актеров буквально по несколько минут: они появляются каждый в эпизодической роли.

«1917» — один из самых напряженных фильмов, снятый в несвойственной жанру манере, который может вернуть смысл фильмам о войне. Фильм - абсолютная противоположность тому, чего от него ожидаешь. Вместо эпического полотна о дружбе и героизме на фронтах Первой мировой войны, зрителю видит антивоенный фильм с кишками, грязью и общей атмосферой безнадеги, которая распространяется окопами быстрее, чем брюшной тиф. Мендес предлагает историю о том, что на войне важны не доблесть, а возможность выжить, а все медали за нее - это лишь "кусок металла с лентой". Фильм явно не понравится поклонникам Эрнста Юнгера, но вполне созвучен с душевными переживания поклонников творчества Ремарка.

Tags: кино
Subscribe

Posts from This Journal “кино” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments