Во время короткого трехдневного пребывания блогеров в Ужгороде мы нашли время и для экскурсии "Ужгород чехословацкого периода", которую для нас любезно провел Владислав Товтин - историк, краевед, экскурсовод. Владислав окончил исторический факультет Ужгородского университета и более 10 лет проводит экскурсии по городу и окрестностям. Интересуется историческим краеведением, локальной гастрономией, пешеходными и велосипедными путешествиями Карпатами.
Чешский конструктивизм. Именно так назовет рядовой житель Ужгорода массив застройки межвоенного периода. Подкованные жители и некоторые специалисты скажут, что на самом деле стиль чехословацкой архитектуры 1920-1930-х годов в Ужгороде - это функционализм.
Однако все не так просто. Конструктивизм - это советский стиль, изобретенный советскими архитекторами, который не получил распространения в Европе, соответственно и в Ужгороде.
Функционалистические же здания в Ужгороде можно пересчитать по пальцам одной руки, хотя в целом архитектурное наследие межвоенного периода в Ужгороде исчисляется десятками общественных и сотнями частных зданий.
Стилистическое разнообразие межвоенной архитектуры в Ужгороде представлено преимущественно таким направлениям как традиционализм и экспрессионизм, различными формами стиля ар-деко. В абсолютном меньшинстве по объемам застройки находятся такие стили как функционализм, рондокубизм, чешский кубизм, неоклассицизм и др.
Все вышеперечисленные стили и стилистические направления можно объединить только одним термином - «архитектура модернизма».
Итак, ужгородский межвоенный модернизм.
Ежегодно областной центр Закарпатья посещает немало туристов. Большое восхищение вызывает исторический центр города со своей историей. Любят свой город и болеют за то, чтобы сохранить его шарм, и жители Ужгорода.
Годы, когда Подкарпатская Русь (сегодня Закарпатская область) была в составе Первой Чехословацкой Республики, совпали с развитием архитектуры модернизма в мире и Чехословацкой Республике в частности.
Закончилась Первая мировая, карта Европы изменилась, появились совершенно новые государства, страны с измененными границами или новыми государственными устройствами. Такие государства как Вторая Речь Посполитая, Чехословацкая, Турецкая, Финляндская и Литовская республики переживали волну национального подъема и самоутверждались через технический прогресс и архитектуру. Масштабам и качеству изменений, которые произошли на протяжении двух десятков лет, невозможно не восхищаться.
Эти изменения коснулись и Ужгорода, в 1919 году он стал административным центром Подкарпатской Руси. Здесь, как и в других городах Чехословацкой Республики, происходила активная перестройка инфраструктуры, промышленности, правительственных и жилых кварталов.
Менее 20 лет (1919-1938), в течение которых Ужгород фактически был главным городом Подкарпатской Руси, город получил соответствующую статусу столицы правительственную инфраструктуру; систему водопровода и канализации; новые мосты, дороги и тротуары; промышленные, учебные, спортивные и развлекательные заведения; упорядоченное русло реки и набережные. Количество квартир и частных домов выросла минимум на 75%.
Над этими объектами работали выдающиеся и просто талантливые чехословацкие архитекторы и инженеры, которые воплощали свои прогрессивные идеи, полностью соответствующие тенденциям мировой архитектуры того времени.
Впервые в истории Ужгорода известный урбанист, доктор архитектуры Адольф Либшер, разработал частичный генеральный план и урбанистическую концепцию развития города. Так появился правительственно-жилой квартал Малый Ґалаґов.
Есть большой плюс - строили тогда невероятно качественно, как говорят в таких случаях «как для себя». Тогда уровень требований к подрядчикам был почти космическим.
Настроения молодого государства, которое стремилось продемонстрировать миру свою демократичность, стремительное развитие, гуманизм и силу, отражались в архитектуре: государственные заказы выигрывали преимущественно авангардные проекты.
Уникальность модернистского квартала Малый Ґалаґов для современной Восточной Европы именно в том, что он правительственно-жилой. Только Ужгород был столицей края именно в это время, и именно он до 1919 года был довольно обычным провинциальным городком, который стремительно превратился в главный город.
Столичная ведомственная инфраструктура была построена с нуля, сконцентрирована преимущественно в одной локации. Причем, согласно тогдашним урбанистическими тенденциями, профессор архитектуры Адольф Либшер создал генеральный план, на котором жилые многоквартирные дома для работников ведомств были расположены в непосредственной близости от места работы.
Земский уряд (1932-1936, арх. Франтишек Крупко, пл. Народная, 4)
Сейчас это здание Закарпатской ОГА, поэтому в будний день можно увидеть интерьер, в частности атриум. Наверное, легче влюбить скептиков в модернизм именно через подобные внутренние пространства, гармонию которых человек может ощутить на подсознательном уровне, даже ничего не зная о точных расчетах количества света через стеклянный прозрачный витраж в потолке или выбор отделочных материалов, которые выгодно контрастируют и подчеркивают друг друга. К тому же Франтишек Крупко позаботился и об исключительных акустических данных для проведения в атриуме музыкальных мероприятий. В этом здании находится единственный в Украине действующий лифт патерностер (от Pater noster - «Отче наш»), кабинки которого не имеют дверей и движутся непрерывно. Это движение конструкции напоминает зерна четок, отсюда и название.
Краевой суд (1930-1933, арх. Адольф Либшер, пл. Народная, 5)
Второе по масштабу здание площади Народной - Краевой суд. Отделка из словацкого травертина, скульптуры из песчаника (ныне неудачно окрашенные) и полностью сохраненные двери с фацетированные стеклом - внимание к деталям и игре фактур характерна для модернизма. С обеих сторон входного пространства сохранились также окна из блоков призматического стекла - новое на то время изобретение, которое широко использовали архитекторы, чтобы пустить в помещение больше света благодаря физическим качествам стеклоблоков.
Школа Масарика (1932, арх. Петр Кропачек, наб. Независимости, 19)
Образование, здоровье и другие важные социальные блага чехословацкое правительство начал поднимать на Подкарпатской Руси уже с первых лет, причем делалось это практически с нуля. К тому времени школ для местного населения как таковых не было, обучение велось только на венгерском или немецком языках.
Жилой дом для работников финансового управления (1927-1929, арх. Адольф Либшер, ул. Довженко, 16, 18, 20)
Параллельно с набережной Независимости проходит современная улица Довженко, которая в начале 1920-х годов была застроена преимущественно жилыми домами.
Здесь жили в отдельных нескольких жилых комплексах работники почтового, финансового, военного и других управлений. Ведомственные квартиры были оборудованы всем необходимым для современных семей, в частности комфортными ванными комнатами, кладовыми, балконами или лоджиями и даже комнатами для домработниц. Внутри домовых комплексов были предусмотрены внутренние дворы для отдыха, перед фасадами также сразу планировали зеленые зоны.
Функционализм в этих проектах еще камуфлирован массивными лоджиями и эркерами, двускатными черепичными крышами, порталами ар-деко и кубистическими элементами. Этот домовой комплекс интересен гибридами межстилевых переходов.
Жилой дом для военнослужащих (1923-1925, наб. Независимости, 17, 18)
Кто скажет, что перед нами ар-деко - существенно не ошибется. Собственно, интерьеры лестничных пролетов здесь выполнены именно в ар-деко.
Рондокубизм, «народный стиль» или «чешское ар-деко» был искусственно сформированным стилем, который архитекторы во главе с Йозефом Ґочаром создали на волне национального подъема после образования собственного государства. Это был архитектурный манифест, декларация независимости в архитектурных образах на лицах чехословацких городов.
Первое правительственное здание (1923-1924, арх. Алоиз Дриак, ул. Довженко, 4)
Еще один пример рондокубизму с роскошным порталом и выразительным декором фасада - времянка правительства. Пока велись масштабные работы по благоустройству территории только осушенного района Ґалаґова, строились первые дома и проводились тендеры на строительство просторного современного здания правительства, его чиновники уже должны были где-то работать. Поближе к старому центру, в пределах Малого Ґалаґова в плане Либшера было предусмотрено временное правительственное здание.
В 1936 году правительственные кабинеты переселили в роскошное новое здание земского правительства. Сейчас это здание является жилым.
Народный банк (1932-1933, арх. Франтишек Шрамек, пл. Пушкина, 1)
Большинство зданий Малого Ґалаґова выполняют сейчас те же функции, что и век тому. Это неоклассицистической здание когда-то было построено как Народный банк 1 ЧСР, а сейчас это отделение Национального банка Украины.
Почтовый и телеграфный уряд (1928-1930, арх. Йозеф Ґочар, пл. Почтовая, 4)
На границе квартала Малый Ґалаґов стоит функционалистское сооружение почты с закругленным фасадом и плоской крышей.
Рельефы с мужской и женской аллегорическими фигурами размещены под крышей на каждом из фасадов и закомпонованы в прямоугольные форматы вместе с символами технического прогресса.
Ужгородский межвоенный модернизм интересен не только стилями, но и способом мышления архитекторов и инженеров, задачами, которые ставило и решало за очень короткий срок государство. И как следствие - город пережил в ХХ веке ренессанс и стал заповедником стилей модернизма и новых для тогдашней Европы урбанистических решений.
Для современных Европы и мира это естественно - восхищаться модернизмом и охранять его.
Каковы шансы вернуть Ужгороду исторический шарм. Что для этого надо сделать?
2016-го художница, урбанистка, исследовательница архитектурного наследия Ужгорода Лина Дегтярева вместе с дизайнером, исследователем архитектурного наследия Ужгорода Олегом Олашин основали Uzhhorod Modernism.
Uzhhorod Modernism - просветительский урбанистический проект, посвященный архитектурному наследию Ужгорода чехословацкой периода.
Если вас интересует функционализм, неоклассицизм, пуризм, ар-деко, чешский кубизм, рондокубизм, экспрессионизм, стримлайн и другая архитектура модернизма в Ужгороде - присоединяйтесь!
Спасибо Александру Ковалю за приглашение в блогтур, а Ужгородскому городскому совету за компенсацию транспортных расходов по этому блогтуру.
Туристичний інформаційний центр «Турінформ Закарпаття»
Блогтури.UA