Максим Голубев (carabaas) wrote,
Максим Голубев
carabaas

Categories:

Ужгород чехословацкого периода. Квартал Малый Ґалаґов



Во время короткого трехдневного пребывания блогеров в Ужгороде мы нашли время и для экскурсии "Ужгород чехословацкого периода", которую для нас любезно провел Владислав Товтин - историк, краевед, экскурсовод. Владислав окончил исторический факультет Ужгородского университета и более 10 лет проводит экскурсии по городу и окрестностям. Интересуется историческим краеведением, локальной гастрономией, пешеходными и велосипедными путешествиями Карпатами.



Чешский конструктивизм. Именно так назовет рядовой житель Ужгорода массив застройки межвоенного периода. Подкованные жители и некоторые специалисты скажут, что на самом деле стиль чехословацкой архитектуры 1920-1930-х годов в Ужгороде - это функционализм.



Однако все не так просто. Конструктивизм - это советский стиль, изобретенный советскими архитекторами, который не получил распространения в Европе, соответственно и в Ужгороде.



Функционалистические же здания в Ужгороде можно пересчитать по пальцам одной руки, хотя в целом архитектурное наследие межвоенного периода в Ужгороде исчисляется десятками общественных и сотнями частных зданий.



Стилистическое разнообразие межвоенной архитектуры в Ужгороде представлено преимущественно таким направлениям как традиционализм и экспрессионизм, различными формами стиля ар-деко. В абсолютном меньшинстве по объемам застройки находятся такие стили как функционализм, рондокубизм, чешский кубизм, неоклассицизм и др.

Все вышеперечисленные стили и стилистические направления можно объединить только одним термином - «архитектура модернизма».



Итак, ужгородский межвоенный модернизм.



Ежегодно областной центр Закарпатья посещает немало туристов. Большое восхищение вызывает исторический центр города со своей историей. Любят свой город и болеют за то, чтобы сохранить его шарм, и жители Ужгорода.



Годы, когда Подкарпатская Русь (сегодня Закарпатская область) была в составе Первой Чехословацкой Республики, совпали с развитием архитектуры модернизма в мире и Чехословацкой Республике в частности.



Закончилась Первая мировая, карта Европы изменилась, появились совершенно новые государства, страны с измененными границами или новыми государственными устройствами. Такие государства как Вторая Речь Посполитая, Чехословацкая, Турецкая, Финляндская и Литовская республики переживали волну национального подъема и самоутверждались через технический прогресс и архитектуру. Масштабам и качеству изменений, которые произошли на протяжении двух десятков лет, невозможно не восхищаться.

Эти изменения коснулись и Ужгорода, в 1919 году он стал административным центром Подкарпатской Руси. Здесь, как и в других городах Чехословацкой Республики, происходила активная перестройка инфраструктуры, промышленности, правительственных и жилых кварталов.



Менее 20 лет (1919-1938), в течение которых Ужгород фактически был главным городом Подкарпатской Руси, город получил соответствующую статусу столицы правительственную инфраструктуру; систему водопровода и канализации; новые мосты, дороги и тротуары; промышленные, учебные, спортивные и развлекательные заведения; упорядоченное русло реки и набережные. Количество квартир и частных домов выросла минимум на 75%.

Над этими объектами работали выдающиеся и просто талантливые чехословацкие архитекторы и инженеры, которые воплощали свои прогрессивные идеи, полностью соответствующие тенденциям мировой архитектуры того времени.



Впервые в истории Ужгорода известный урбанист, доктор архитектуры Адольф Либшер, разработал частичный генеральный план и урбанистическую концепцию развития города. Так появился правительственно-жилой квартал Малый Ґалаґов.

Есть большой плюс - строили тогда невероятно качественно, как говорят в таких случаях «как для себя». Тогда уровень требований к подрядчикам был почти космическим.



Настроения молодого государства, которое стремилось продемонстрировать миру свою демократичность, стремительное развитие, гуманизм и силу, отражались в архитектуре: государственные заказы выигрывали преимущественно авангардные проекты.

Уникальность модернистского квартала Малый Ґалаґов для современной Восточной Европы именно в том, что он правительственно-жилой. Только Ужгород был столицей края именно в это время, и именно он до 1919 года был довольно обычным провинциальным городком, который стремительно превратился в главный город.



Столичная ведомственная инфраструктура была построена с нуля, сконцентрирована преимущественно в одной локации. Причем, согласно тогдашним урбанистическими тенденциями, профессор архитектуры Адольф Либшер создал генеральный план, на котором жилые многоквартирные дома для работников ведомств были расположены в непосредственной близости от места работы.

Земский уряд (1932-1936, арх. Франтишек Крупко, пл. Народная, 4)



Сейчас это здание Закарпатской ОГА, поэтому в будний день можно увидеть интерьер, в частности атриум. Наверное, легче влюбить скептиков в модернизм именно через подобные внутренние пространства, гармонию которых человек может ощутить на подсознательном уровне, даже ничего не зная о точных расчетах количества света через стеклянный прозрачный витраж в потолке или выбор отделочных материалов, которые выгодно контрастируют и подчеркивают друг друга. К тому же Франтишек Крупко позаботился и об исключительных акустических данных для проведения в атриуме музыкальных мероприятий. В этом здании находится единственный в Украине действующий лифт патерностер (от Pater noster - «Отче наш»), кабинки которого не имеют дверей и движутся непрерывно. Это движение конструкции напоминает зерна четок, отсюда и название.



Краевой суд (1930-1933, арх. Адольф Либшер, пл. Народная, 5)



Второе по масштабу здание площади Народной - Краевой суд. Отделка из словацкого травертина, скульптуры из песчаника (ныне неудачно окрашенные) и полностью сохраненные двери с фацетированные стеклом - внимание к деталям и игре фактур характерна для модернизма. С обеих сторон входного пространства сохранились также окна из блоков призматического стекла - новое на то время изобретение, которое широко использовали архитекторы, чтобы пустить в помещение больше света благодаря физическим качествам стеклоблоков.

Школа Масарика (1932, арх. Петр Кропачек, наб. Независимости, 19)



Образование, здоровье и другие важные социальные блага чехословацкое правительство начал поднимать на Подкарпатской Руси уже с первых лет, причем делалось это практически с нуля. К тому времени школ для местного населения как таковых не было, обучение велось только на венгерском или немецком языках.

Жилой дом для работников финансового управления (1927-1929, арх. Адольф Либшер, ул. Довженко, 16, 18, 20)



Параллельно с набережной Независимости проходит современная улица Довженко, которая в начале 1920-х годов была застроена преимущественно жилыми домами.

Здесь жили в отдельных нескольких жилых комплексах работники почтового, финансового, военного и других управлений. Ведомственные квартиры были оборудованы всем необходимым для современных семей, в частности комфортными ванными комнатами, кладовыми, балконами или лоджиями и даже комнатами для домработниц. Внутри домовых комплексов были предусмотрены внутренние дворы для отдыха, перед фасадами также сразу планировали зеленые зоны.



Функционализм в этих проектах еще камуфлирован массивными лоджиями и эркерами, двускатными черепичными крышами, порталами ар-деко и кубистическими элементами. Этот домовой комплекс интересен гибридами межстилевых переходов.

Жилой дом для военнослужащих (1923-1925, наб. Независимости, 17, 18)



Кто скажет, что перед нами ар-деко - существенно не ошибется. Собственно, интерьеры лестничных пролетов здесь выполнены именно в ар-деко.



Рондокубизм, «народный стиль» или «чешское ар-деко» был искусственно сформированным стилем, который архитекторы во главе с Йозефом Ґочаром создали на волне национального подъема после образования собственного государства. Это был архитектурный манифест, декларация независимости в архитектурных образах на лицах чехословацких городов.

Первое правительственное здание (1923-1924, арх. Алоиз Дриак, ул. Довженко, 4)



Еще один пример рондокубизму с роскошным порталом и выразительным декором фасада - времянка правительства. Пока велись масштабные работы по благоустройству территории только осушенного района Ґалаґова, строились первые дома и проводились тендеры на строительство просторного современного здания правительства, его чиновники уже должны были где-то работать. Поближе к старому центру, в пределах Малого Ґалаґова в плане Либшера было предусмотрено временное правительственное здание.



В 1936 году правительственные кабинеты переселили в роскошное новое здание земского правительства. Сейчас это здание является жилым.

Народный банк (1932-1933, арх. Франтишек Шрамек, пл. Пушкина, 1)



Большинство зданий Малого Ґалаґова выполняют сейчас те же функции, что и век тому. Это неоклассицистической здание когда-то было построено как Народный банк 1 ЧСР, а сейчас это отделение Национального банка Украины.



Почтовый и телеграфный уряд (1928-1930, арх. Йозеф Ґочар, пл. Почтовая, 4)



На границе квартала Малый Ґалаґов стоит функционалистское сооружение почты с закругленным фасадом и плоской крышей.

Рельефы с мужской и женской аллегорическими фигурами размещены под крышей на каждом из фасадов и закомпонованы в прямоугольные форматы вместе с символами технического прогресса.



Ужгородский межвоенный модернизм интересен не только стилями, но и способом мышления архитекторов и инженеров, задачами, которые ставило и решало за очень короткий срок государство. И как следствие - город пережил в ХХ веке ренессанс и стал заповедником стилей модернизма и новых для тогдашней Европы урбанистических решений.



Для современных Европы и мира это естественно - восхищаться модернизмом и охранять его.



Каковы шансы вернуть Ужгороду исторический шарм. Что для этого надо сделать?



2016-го художница, урбанистка, исследовательница архитектурного наследия Ужгорода Лина Дегтярева вместе с дизайнером, исследователем архитектурного наследия Ужгорода Олегом Олашин основали Uzhhorod Modernism.

Uzhhorod Modernism - просветительский урбанистический проект, посвященный архитектурному наследию Ужгорода чехословацкой периода.

Если вас интересует функционализм, неоклассицизм, пуризм, ар-деко, чешский кубизм, рондокубизм, экспрессионизм, стримлайн и другая архитектура модернизма в Ужгороде - присоединяйтесь!



Спасибо Александру Ковалю за приглашение в блогтур, а Ужгородскому городскому совету за компенсацию транспортных расходов по этому блогтуру.

Туристичний інформаційний центр «Турінформ Закарпаття»

Блогтури.UA

Tags: Ужгород, блог-тур, путешествие, фотография
Subscribe

Posts from This Journal “Ужгород” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments