Поделюсь впечатлениями от просмотренной недавно философской драмы "Молчание" оскароносного Мартина Скорсезе. Надо сказать, что экранизировать книгу Сюсаку Эндо режиссер задумал еще в 90-е годы, но не смог тогда найти денег на экранизацию. Классик Голливуда мог бы уже спокойно почивать на лаврах и ничего не снимать, но он вынашивал свою мечту почти три десятка лет.
И вот первыми драму посмотрели в Риме 400 священников ордена Святого Игнатия - иезуитов. Одобрили они картину или нет я не знаю, но скорее всего одобрили поскольку съемки консультировал один из братьев Ордена.
Этот фильм о том, как буддисты убивали христиан. Такое может для кого-то показаться невероятным: в отличие от родного христианства, о гадостях которого мы узнали еще от Вольтера, буддизм - религия с имиджем.
Когда в XVI веке японцы закрыли свою страну от иностранцев, было уже немного поздно. Западные ценности дали плоды: миссии, школы, какое-то проклятое милосердие. Действовать пришлось решительно, и японские власти не сплоховали. Работали не хуже доминиканцев-инквизиторов. Выжившие возвращались в лоно родной веры, иные умирали христианами.
Понятно, конечно, что не в буддизме дело. Убивает человек, а не религия. Вот Унэмэ Такэнака, губернатор Нагасаки, например, - сам выпускник католической школы - отличался особой жестокостью в религиозных гонениях.
Тех, у кого находили любой христианский символ, обвязывали соломой и сжигали, распинали и погружали на кресте в воду, чтобы "криштианин" захлебнулся от прибоя, заливали глаза кипящей водой из зловонных источников. Но самая страшная, с духовной точки зрения, казнь — заставляли плевать на распятие и наступить на лик Иисуса Христа и Божией Матери. Эта процедура называлась у японцев "фуми-э" (дословно "фуми" — наступать, а «э» — изображение) и использовалась с 1629 года, чтобы выявить тайных христиан.
Священники-иезуиты Родригес (Эндрю Гарфилд) и Гарупе (Адам Драйвер) проникают в Японию, чтобы выяснить, что случилось с их наставником — отцом Феррейра (Лиам Нисон), который перестал слать письма домой и вообще, по слухам, стал отступником и даже женился на японке.
Но почему Бог молчит? Как много можно услышать из Его молчания? Где же его милосердие? Или Бога нет? Эти вопросы рождаются в душе падре Родригеса. Образ святого отца Родригеса подобен образу Иисуса Христа в Библии. Он, как и Сын Божий, пришел на эту землю искупить грехи людей, терпеть невероятные муки, быть распятым и, в конце концов, воскреснуть. Только воскресение Родригеса произошло другим путем. Он просто переродился, «сменил шкуру», но внутри остался предан вере и тайно несет истину людям. Это сложнее, чем сыграть Человека-Паука...
Феррейра тоже прошел свой путь, тернистый и противоречивый. Миссионеры, приезжая в Японию изменить людей, их веру и образ жизни, сами претерпели изменения. Ведь, по-сути не существует не одной религии в чистом виде без примесей «местной» составляющей.
Помогает погружаться в происходящее на экране музыка Кима Аллена Клюге и Кэтрин Клюге, даже скорее не музыка, а музыкальное оформление, созданное для фильма. Эти звуки столь нетипичны, что Американская киноакадемия не допустила композиторов "Молчания" к состязанию за "Оскар". Вместо музыки зрителю предлагают остающуюся после нее тишину. Звуки, которые "одалживают" у природы и фрагменты музыкальных тем.
А если Бог молчит, значит на то есть причина. И эту причину каждому нужно выяснить для себя.
http://carabaas.dreamwidth.org/