Максим Голубев (carabaas) wrote,
Максим Голубев
carabaas

Categories:

Блог-тур "Украина Инкогнита". Пархомовка. Храм Покрова Пресвятой Богородицы



Из Ковалёвки мы приехали в Пархомовку. Я давно мечтал здесь побывать. Много слыхал о здешнем храме - Церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Эскизы для мозаик, которыми украшен храм рисовал Н.Рерих. Нарисовал он их ровно дюжину, но заказчик утвердил только две. Говорят Николай Рерих даже немного обиделся на старого друга.

Храм хорошо виден с дороги и заметен издалека благодаря зеленому куполу своей колокольне, которая возвышается на пятьдесят метров. Среди осенней листвы хорошо смотрятся его мозаики и не тоько те, которые рисовал Н.Рерих. Храм украшен множеством мозаик из кирпича. Хочется рассматривать его и разгадывать разбросанные по его стенам диковинные знаки. Он удивительно красив.

Расскажу о храме подробнее. С фотографиями.


История Покровской церкви началась в начале прошлого века, когда помещик Виктор Голубев решил построить церковь, в честь своего отца, тоже Виктора, умершего в Риме, но пожелавшего быть похороненным в родном имении. Голубев, увлекающийся Востоком, пригласил для строительства архитектора Владимира Покровского и своего приятеля – Николая Рериха. Именно тогда возникла идея построить церковь, которая будет символизировать модель мира, духовное единение православной и ведической культур.



Стиль церкви неповторимый - уже на входе в «багдадские» ворота храма вас встречают непонятные ведические символы, а здание, которое напоминает архитектору эпохи модерн, переполнено, знаками и формами, которые однозначно прочесть могут только гималайские старцы...))

Умиляет пейзаж вокруг - классическое украинское село, пахнет осенней листвой, громко кукарекают петухи, ездят пейзане на лисапетах и посреди всего этого стоит храм-послание.



Село Пархомовка существует примерно с 17 века. До середины 19 века село это было себе, как село – в стороне от железной дороги, бедное и унылое. Ситуация круто изменилась, когда местные земли приобрел инжененр-путеец Виктор Федорович Голубев.



Путейцем он был успешным - участвовал в строительстве разных веток российских железных дорог, имел «долю» в нескольких заводах. Был совладельцем завода Петровского в Екатеринославле (Днепропетровске). Написал книгу об американских железных дорогах. Был он новатором и меценатом. На одном из своих заводов в Брянской области он не только установил новейшее заграничное оборудование, но и внедрил социальную программу для своих рабочих: обеспечил жильем, пробил артезианские скважины, построил больницу, школы, клуб. Его рабочие буквально преклонялись перед разумным и добрым хозяином.

</div>

Выйдя в отставку в чине надворного советника он развернул бурную деятельность и в принадлежащей ему Пархомовке. Он открыл здесь две школы: женскую и мужскую, построил бесплатную больницу и родильный приют, организовал для селян избу-читальню и даже чайную. В чайной царил сухой закон, а хорошее настроение обеспечивал граммофон.



Жители Пархомовки часто приглашали Голубева крестным отцом для своих детей. Помещик крестил пархомовских детей чуть ли не каждое воскресенье, а пять рублей в подарок кумовьям равнялись стоимости коровы.



Увлекался Голубев и аграрными экспериментами - занимался селекцией, пытался культивировать редкие зерновые культуры.



Очень много на стенах церкви вырезанных на мраморных плитах, старинных надписей. Одна из надписей на старославянском гласит: "Сооружен в честь и память Покровы пресвятой Богородицы и великого мученика Виктора в лето 1903-1906".



Еще при жизни он мечтал построить небывалую по красоте и размерам церковь в полюбившемся ему селе, да не успел. Когда тело умершего в Риме Голубева в 1903 г. привезли по его завещанию на Украину, 200 селян с подводами отправились встречать его гроб на железнодорожную станцию. Все так хотели отвезти «барина-благодетеля» до места его последнего упокоения, что на станции чуть не началась драка. Решилось все миром: гроб Виктора Федоровича по очереди несли на руках 12 верст. Похоронили его в небольшой часовне, на которой позже его сыновья и возвели чудесных храм, о котором мечтал их отец.



Остановитесь на мгновение, поднимите голову вверх, замрите.




Дэн Браун наверное сошел бы с ума от количества символов и знаков в архитектуре Покровской церкви в Пархомовке.



Возможно вам удастся разгадать послание создателей храма.



Два года официальная церковь не давала разрешения на освящение церкви. Большой храм церковь не хотела принимать в своё лоно. Удивительно…



Официальное объяснение было таким: архитектурное решение не соответствует церковным канонам. Действительно, подобных архитектурных решений в православии не было.



Храм украшен изображениями огня, молота, стрел, проросшего зерна, змей, виноградных грон, пластов вспаханной земли ели, петуха и, даже, свастики (древнеиндийского символа вечного движения жизни).



Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Пархомовке лишь частично похожа на православную. Это своеобразный синтез готики, восточных (азиатских) архитектурных традиций и языческих культовых форм.



Все это не давало покоя церковной власти. Но пархомовскую церковь все же освятили.



Но Пархомовская церковь - это не авангардный изыск новаторов. Это отражение вселенской мудрости, которая выльется позднее в рериховской Живой Этике. В росписи вплетаются и языческие мотивы, и античный мир, и византийский стиль, и кусочки Средневековья.



В правом крыле храма находиться часовня святого Виктора, над которой красуется мозаика «Спас Нерукотворный».

Эту мозаику Н.Рериха стоит рассмотреть пристальнее. Это изображение далеко от канонического - лик Христа довольно необычен - Иисус на панно смуглый, и очень похож на индуса. В левом нижнем углу храма можно рассмотреть автограф великого Мастера.



Над центральным входом в неглубокой нише - чудом сохранившееся рериховское мозаичное панно «Покрова Пресвятой Богородицы» (самая большая мозаика в Российской империи).

В фигуре, одежде Богородицы чувствуется влияние мозаик Софии и Михайловского собора. Рук ее не видно. Покров поддерживают архангелы, стоящие по бокам. В нарушение церковного канона архангелы стоят спиной и не смотрят на зрителей.

Лица двенадцати святых, длиннобородых, довольно схожих между собой, безучастны.




Из письма Льва Голубева брату Виктору от 26-го апреля 1907 г.

«Церковь вышла замечательно красивой, мозаика Рериховского рисунка — Покров Святой Богородицы, тоже очень удачна, но тем не менее я очень рад, что роспись в церкви не будет по рисункам Рериха, потому что даже рисунок мозаики, не имеющий особенных отличительных черт Рериховских других вещей и то многим кажется немного странным. Очень хороши в этом рисунке Сама Богородица и Ея лик».

В церкви лежит паркет и для удобства были установлены скамьи, что было неслыханным нарушением. То-то церковь не спешила освящать храм.



Кстати, перед входом в церковь, обратите внимание, на железную дверь слева от входа.




Из письма Льва В. Голубева к Виктору В. Голубеву. 23 октября 1906 г. С.-Петербург.

«Вчера был у меня Владимир Александрович Покровский и передал мне, Рерих не хочет менять рисунки, говоря, что о всех сюжетах он с тобой переговорил и делал их по твоему желанию. Теперь живопись Рериха совсем не подходит к нашей церкви: она представляет из себя извращение церковной живописи и может быть интересна, как произведение искусства (я сам ставлю очень высоко талант Рериха), но церковного в ней ничего нет.

Когда мы с тобой затратили такие огромные деньги на церковь, то, понятно, не хочется, чтобы то, что больше всего будет бросаться в глаза, а именно живопись, совершенно не отвечала ни моим, ни твоим желаниям. Я говорю и про твои желания, так как ты мне сам говорил, что ты желаешь простой для крестьянского религиозного понимания доступной живописи. В виду того, что церковь без живописи будет грустна, то я думаю, что очень хорошо будет взять несколько копий с известных хороших образцов церковной живописи. Кажется, и твоя идея раньше была такова. Конечно, было бы не желательно обидеть чем-нибудь Николая Константиновича, в высшей степени симпатичного и талантливого человека, так что я думаю, что ты мог бы написать такое письмо, что, признавая вполне его талант и художества, ты и я, желая для Покровской церкви самую простую, крестьянам уже известную живопись, остановились на той идее, чтоб в церковь поместить несколько копий образцов древней церковной живописи, наиболее подходящей к деревенскому религиозному пониманию. В этом же письме ты можешь указать на меня, что и я не согласен с его живописью, а так как я являюсь состроителем храма, то ты не можешь без моего сочувствия поместить его живопись.

Я принимаю, как само собою понятно, что ни я, ни ты, мы не будем в церкви устраивать то, что кому-нибудь из нас не симпатично, а наоборот, всегда найдем то, что будет нам обоим по душе».



Придел Св. Виктора, расположенный с юга, представляет собой завершенное самостоятельное произведение.


При советской власти варвары, которых в свое время, возможно, крестил меценат, вскрыли склеп в надежде поживиться золотыми украшениями мундира. Вандалы срезали позолоченные пуговицы, содрали с покойника сюртук, а сами останки выбросили в канаву. Ночью сельские женщины тайно перезахоронили Голубева на местном кладбище. До сих пор не известно, где его могила. Храм бравые партийные вожди хотели поначалу разобрать, но потом решили использовать в качестве хранилища удобрений.

Из пристроек и самого храма потихоньку растаскивали добротный кирпич до 1979 г., пока церкви не присвоили статус памятника архитектуры. В 1982 г. начата первая, довольно скромная реставрация. Новый виток возрождения неожиданно начался для храма в 1987 г. во время фестиваля в Индии в Москве. Тогда в Москву приехал сын Николая Рериха, Святослав. Узнал о том, что мозаики отца сохранились и захотел посмотреть на них. Молниеносно началась реставрация, успели много, но, увы, не все.

Рядом с храмом стоит дом священника (о нем отдельно напишу) и сторожка. Их реставрация не успела коснуться.



Есть у храма и своя "Недвижимая лестница" почти как у Храма Гроба Господня в Старом городе в Иерусалиме. Там она означает соблюдение соглашения между шестью христианскими конфессиями, владеющими храмом, — не двигать, не ремонтировать и не изменять ничего в храме без согласия всех шести конфессий.

Что она символизирует в Храме Покрова Пресвятой Богородицы в Пархомовке можно только догадываться.

Я догадался, но это совсем другая история.



Организаторы блог-тура:
 



Tags: Блог-тур, Украина, путешествия, фотография
Subscribe

Posts from This Journal “Блог-тур” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments