”Россия пыталась влиять на несчастную страну, — писал о подчинении Кабарды немец Фридрих Боденштенд 160 лет назад, — с помощью самых действенных и самых надежных средств уничтожения народа: через расчленение — разрушая и разделяя. Посеяв раздор между племенами кабард, она становилась на сторону более слабого, чтобы получить право напасть на более сильного. Она строила крепости и ставила там российские гарнизоны якобы для того, чтобы защитить кабардинцев от враждебных им соседей. А в действительности для того, чтобы самой закрепиться в этой стране”.
Сопротивление горцев Чечни и Дагестана в 1834—1859 годах возглавило имам Шамиль. Его 40-тысячная армия противостояла 220-тысячной российской. Последняя потеряла свыше 4 тыс. офицеров, в частности 13 генералов и 92 тыс. солдат. Шамиль противостоял также аристократии горных народов. Потому что эта прослойка, чтобы сохранить свои привилегии, была наиболее податлива к соглашениям с россиянами. Благодаря идеям социальной справедливости, которые исповедовал Шамиль, в его войску перешли почти 2 тыс. российских солдат-беглецов. В частности, почти все артиллеристы в армии и мама были россиянами.
В Кавказской войне горцы потеряли приблизительно треть своей численности. Западный Кавказ — современный Краснодарский край России — опустел почти полностью. Более полумиллиона черкесов и абазинце в, живших здесь в начале 1860-х, оттеснили к черноморскому побережью, откуда турецкие суда забирали их в Османскую империю. Почти 50-тысячный народ убихо в, между черкесами и абхазцами, весь покинул свою родину. На его земле в настоящее время стоит город Сочи — от княжеского рода Сача, владевшего этими окраинами.
Война в покорении Кавказа закончилась 21 мая 1864-го. В тот день в урочище Красная Поляна около нынешнего города Адлера священники отслужили перед российскими войсками благодарный молебен.