Максим Голубев (carabaas) wrote,
Максим Голубев
carabaas

И за борт ее бросает...



Песню о том, что Стенька Разин выплывает на своих расписных челнах из-за острова на срежень, простор какой-то там волны, поют до сих пор. Без этой песни не обходится ни одно сколь-нибудь серьезное застолье.

Тут все ясно. Непонятно другое: почему не песенный, а исторический Стенька Разин так упорно рвался в Персию, в Азербайджан? Почему не пошел вверх по Дону до Воронежа и Тулы, как это сделал за год до Разина, в 1666 году, другой атаман, Василий Ус?

По Дону все было разграблено? Может...


Но почему, добравшись непростым путем до Волги, Разин не пошел вверх по реке, а стал пробиваться через астраханский гарнизон в море?



Море — не река. Там шторма, и утонуть недолго. А разинцы шуганули аж до Баку и далее!

Ответ можно найти в дореволюционном издании — И. Мушкетов, А. Орлов. «Каталог землетрясений Российской империи». Записки Императорского русского географического общества. Т.ХХ\/1, Спб., 1893.

Вот что здесь можно прочитать:

В 1667 году в г. Шемаха (в 150 км от Баку) были постоянные землетрясения в течение трех месяцев, причем не только множество зданий было разрушено, но и некоторые горы повалились; дороги были до такой степени испорчены, что караваны должны были отыскивать новые пути; до 80 тысяч человек погибло. Вероятно, об этом же землетрясении, упоминает Брюнов, бывший в Шемахе в 1903 году, говоря, что оно разрушило городские каменные стены».

В 1667 году в той части тогдашней Персии, куда так усиленно, несмотря на все преграды, рвался Разин со товарищи, было страшное землетрясение, сродни недавнему армянскому, заставившее население в панике бежать с насиженных мест с имуществом и без него.

Это-то население, а также все то имущество, что было в панике брошено, могло стать, и вероятнее всего, стало легкой добычей отряда в какие-то полторы тысячи человек.

О добыче этой, сказочной, в том числе и в виде княжны, которую по нахлынувшей бедности или потери родственников так никто и не выкупил, легенды сохранились до сих пор. А вот о землетрясении почему-то нет.

Почему?

Российский историк Валерий Храпов предполагает: «Не потому ли, что хвастать грабежом пострадавшего населения было как-то не с руки? Мародерство никогда не было в почете. Тем более у православных христиан».

А дальше удачливый Разин стал народным героем. Историк Н. Веселовский пишет: «В 1670 году Стенька своим
богатством возбуждает в Донских казаках желание приобрести оное такими же средствами... Взятие и грабеж Астрахани. Разбойники плывут опять вверх по Волге, вступают снова в Царицын, берут Саратов. Разин распускает слух, что идет на Москву и воюет только против бояр и дворян. Чуваши, черемисы, татары, холопы и проч. восстают за Разина. От Нижнего до Казани все покоряется ему».

Но почему сам Разин и в 1670 году, как и в 1667, пошел снова все по тому же хорошо изученному персидскому маршруту, что вполне естественно, но потом повернул на север?



Из маршрута видно, считает В. Храпов, что Разин не собирался на Москву, а готовился повторить успех 1667 года.

Но почему он колебался: плыть или не плыть в Каспийское море? Ждал чего-то? Долго не решался, потом, оставив в Астрахани Василия Уса, двинулся вверх по Волге. Почему?


Уже известный «Каталог землетрясений...» объясняет:

«В том же 1670 году в Шемахе в течение года было много ударов землетрясения, в числе которых были разрушительные».

В 1670-году в Шемаху идти было опасно, и это Разин понимал, у него были основания для сомнений: «В том же году 4-го (14) января было сильное землетрясение в Астрахани».

Но и идти никуда было уже нельзя: сотоварищи и завидующие ему стрельцы ждали добычи. Стенька постоянно слышал ропот, о котором сейчас поется в песне, и этот ропот заставлял действовать. Пришлось идти вверх по реке. Тем более, что такого человека, как Стенька Разин, там долго ждали. Классовая ненависть давала свои плоды. Необходим был предводитель, герой, и он нашелся.


«Так, благодаря стихии и известному стремлению людей жить не хуже других, — считает В. Храпов, — Стенька Разин стал не только удачливым предводителем отряда необычных разбойников, но и вынужден был стать народным героем». А мученическая мужественная смерть на плахе в июне 1671 года возвеличила его еще больше.


В России всегда любили покойников...
Tags: история
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment