Максим Голубев (carabaas) wrote,
Максим Голубев
carabaas

Category:

Баян про стакан

или история граненого
Баян про стакан

Cимвол русского национального характера - граненый стакан в его современном виде, оказывается, разработала скульптор-монументалист Вера Мухина,

автор знаменитого монумента "Рабочий и колхозница".


Баян про стакан



Говорят, Вера Игнатьевна

Баян про стакан

"изобрела" его совместно с художником Казимиром Малевичем,

Баян про стакан

автором знаменитого "Черного квадрата".

Баян про стакан

По другой версии, уникальную форму подсказал ей муж, любивший пропустить после работы рюмашку-другую.

Баян про стакан

И то и другое вполне возможно.</div>

Документально авторство Мухиной не подтверждено, но именно об этом говорят ее коллеги. Их аргументы основываются на том, что Мухина в перерыве между созданием монументальных скульптур много внимания уделяла стеклу, сотрудничала со стеклозаводами, к тому же точно известно, что она - автор пивной кружки.



Мастер советского монументализма перешла к простым формам. Правда, Алексей Веселовский - правнук Веры Мухиной

Баян про стакан

- считает, что творчество скульптора воспринимать только через призму граненого стакана просто кощунственно: "Граненый стакан - это всем понятно, всем доступно. Ну да, был, наверное, в биографии такой факт. Она и конфетные этикетки рисовала - надо же было на жизнь зарабатывать".

Впрочем, не менее убедительна версия, что разработчиком граненого стакана стал советский горный инженер, позже профессор геологии Николай Славянов,

Баян про стакан

открывший дуговую сварку

Баян про стакан

и предложивший способы электрического уплотнения отливок. Благодаря этому человеку металлургия в Советском Союзе достигла небывалых ранее высот. А в часы досуга он рисовал граненый стакан с 10, 20 и 30 гранями, - правда, предлагая изготовить его из металла. Наброски стаканов сохранились в его дневниках. Вероятно, их могла увидеть и Вера Мухина, знавшая ученого, а потом уже предложила делать "питейную чашу" из стекла.

К стакану вполне мог приложить руку и Казимир Малевич. Строгие грани - это вполне в духе конструктивизма. Тем более что специально под них в послевоенные годы разрабатывались посудомоечные машины. Впрочем, как считают в музее стекольного завода, ни Мухина, ни Малевич ничего нового в граненый стакан не привнесли. Граненый стакан на Руси был всегда. В древности стопки делали из деревянных дощечек - отсюда и грани. Вот, к примеру, мнение на этот счет заведующей музеем ОАО "Стеклохолдинг" Баян про стаканНадежды Беловой:

Баян про стакан

"Мне кажется, что этому стакану намного больше лет. У нас есть даже стакан с царским гербом.

Баян про стакан

Это уже говорит о том, что он разработан до революции".
Первый советский гранчак

Баян про стакан

сошел с конвейера старейшего в России стекольного завода в городе Гусь-Хрустальный

Баян про стакан

Владимирской области в 1943 году. Зачем же понадобились новые стаканы в разгар войны? В НИИ стекла, который находится рядом с упомянутым заводом, пояснили, что предприятие в то время не останавливалось и производило рассчитанную на массового потребителя "сортовую" посуду. По словам доктора технических наук, заместителя директора по науке НИИ стекла в Гусь-Хрустальном Юрия Гулояна, изготовить сосуд для распития веселящих напитков из стекла, который не бился бы при падении на землю, пытались издревле. Выпуск ребристых стаканов вместо круглых готовился еще до войны, когда наши инженеры изобрели посудомоечную машину, способную заменить человеческие руки лишь при мытье приборов определенных форм и габаритов. Так вот, гранчаки идеально подходили под чудо-технику. И как только пресс для граненых был смонтирован, его сразу запустили в работу.

На одном сайте-чате уже в нашу, постсоветскую эпоху усиленно обсуждался вопрос о том, сколько же граней было у любимого гранёного стакана, и какого он был объема (видимо, все оригиналы, несмотря ни на что, к этому времени уже были выброшены или перебиты). Так вот, спор здесь неуместен: граненые стаканы выпускались разные. По объему они вмещали 250, 200, 100 и 50 граммов, а количество граней варьировало от 8 до 14. Но классическим граненым стаканом считается десятигранный стакан с толстыми стенками и пояском поверху, объемом 250 граммов.

Многогранный сосуд вписался в пролетарскую пятерню и оказался достаточно прочным из-за "приличной" толщины и некоторых особенностей приготовления стекла. Сырье варили при температуре 1400-1600 градусов, дважды обжигали и гранили по специальной технологии. Поговаривают, что в смесь для прочности добавляли даже свинец, который используется в составах для хрусталя.

В начале 80-х страна вздрогнула. Купленные в магазине по 7 копеек граненые стаканы стали самопроизвольно взрываться. Народ подумал, что власть затеяла скрытую антиалкогольную кампанию. На этот феномен откликнулся даже сатирический киножурнал "Фитиль".

Баян про стакан

Оказалось, что посуду начали делать на импортной линии, не заботясь о технологии. В продажу ушло более миллиона бракованных стаканов. У одной хозяйки "взорвался" весь праздничный стол. Вспоминает эту историю главный технолог стекольного производства Валентина Федорова: "Она выставила счет, и ей заплатили всю стоимость"

Если верить легенде, первый граненый стакан из плотного стекла преподнес Петру Великому

Баян про стакан

владимирский стекловар Ефим Смолин, заверив царя, что он не бьется. Государь, выпив хмельного напитка, не медля, швырнул чашу оземь со словами "Стакану быть!" Тот разбился на мелкие осколки. Однако царского гнева не последовало, а народная молва позже интерпретировала его призыв иначе - "Стаканы бить". Якобы с тех пор и повелась традиция колотить стеклянную посуду в процессе застолья.

В XVII веке стакан именовали достаканом, поскольку он изготавливался из притертых друг к другу дощечек. Именно с тех пор сохранился бортик сверху у современных граненых стаканов - в прошлом кольцо, соединявшее деревянные сегменты. По другим версиям, слово стакан заимствовано из тюркского "тустыган" - чаша

Баян про стакан

или "дастархан" - праздничный стол.

Баян про стакан

Но, конечно же, настоящий гранёный стакан (как мы его знаем и любим теперь) появился не в петровскую эпоху. Гранёный стакан в оригинале - это символ советского времени. Из него пили не только водку, (этот напиток, разумеется, «классика» для граненого стакана), но и портвейн, шампанское, марочное вино, а иногда даже страшно дорогой коллекционный французский коньяк. В общем, он подходил для любых алкогольных, а в эпоху «сухого закона» и безалкогольных напитков.

Есть мнение, что гранёный стакан назывался "маленковским"

Баян про стакан

и появился в начале 50-х, как посуда в заведениях общепита.

Когда-то тусклые грани мерцали и в заводских столовках, и на столах Президиума ЦК КПСС.

Баян про стакан

Диссиденты на кухнях со стаканом в руке обличали советскую действительность, а соседи, приложив стакан к тонким стенам, могли быть в курсе всего происходящего. Стакан как мера всех вещей. В общем, предмет многогранный.

"В археологии русской жизни, очищая пласт за пластом, мы постоянно будем возвращаться к граненому стакану. Это наша археология, а, вернее, просто матрица, - считает писатель Виктор Ерофеев.

Баян про стакан

- Это стакан не только дней рождения, но и поминальный стакан. Он уравновешивает жизнь и смерть. Да и вообще серьезная вещь".

Эпоха граненого стакана уходит безвозвратно. На смену идет другой предмет массового спроса - пластиковый стаканчик.

Баян про стакан

Вот только в памяти народной он вряд ли останется. Отмечать день рождения одноразовой посуды на трезвую голову никто не станет.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments