Максим Голубев (carabaas) wrote,
Максим Голубев
carabaas

Правда и мифы об Orient Express

1-197.jpg

История путешествий знает множество знаменитых парусников. И несколько пароходов. Но только один легендарный поезд. Многократно клонированный, спустя век после своего рождения он катает праздных пассажиров по Таиланду, Австралии и ЮАР. И везде сохраняет родовое имя - Orient Express.

Под стук его колес приятно вспоминать о Хичкоке и Франце-Иосифе, в нем ездивших. О Лондоне и Венеции, между которыми пролегал его маршрут. О синих с золотом вагонах и маленьком стамбульском отеле, где жила Агата Кристи, воспевшая "Восточный экспресс".

2-168.jpg

Если бы не она, у нас бы его не было. Не случись великой Агате написать "Убийство в "Восточном экспрессе", а великому Сидни Люмету снять по роману одноименный фильм, не всплыли бы на поверхность те самые раритетные вагоны, которые сначала оказались в кино, потом - на аукционе, а затем и на рельсах.

3-165.jpg

Вагонов было два, 1920-х годов выпуска, оба курсировали до 1939 года между Лондоном и Венецией, по построенному в 1906 году туннелю Симплон, через Париж, Лозанну, Милан, Венецию, Триест, Белград, Крвени, Корст, Софию и Стамбул, в составе поезда Venice Simplon Orient Express. Конечно, вагонов даже в самом первом таком поезде было больше, но только эти два - спальный и ресторан - нашел Люмет, чтобы разместить в них своих трогательных убийц, роли которых он отдал только звездам - Ингрид Бергман, Джону Гилгуду, Лорен Бэколл, Ванессе Редгрейв, Шону Коннери и другим. Потому что их одних он счел достойными славного имени "Восточного экспресса".

4-160.jpg

В 1977 году, когда картина давно вышла на экраны, антикварные вагоны были проданы на Sotheby's в Монте-Карло Джеймсу Шервуду. А тот потратил еще четыре года и 16 миллионов долларов на то, чтобы собрать по всей Европе и восстановить 35 оригинальных вагонов - спальных и ресторанов. И 25 мая 1982 года, почти через 99 лет после своего рождения, обновленный Venice Simplon Orient Express тронулся в путь.

4_1.jpg

Правда, расстояние от Лондона до границы Франции пассажиры были вынуждены преодолевать в специально восстановленных вагонах British Pullman: пути британских железнодорожников и их континентальных коллег разошлись к тому времени настолько, что во Франции и Англии действовали разные технические стандарты.

4_2.jpg

Но уже к Парижу путешественники подъезжали - и подъезжают теперь - в "Восточном экспрессе", прелесть которого заключается не только в "родных" вагончиках, отделанных в ар деко, и не в стюардах в смокингах, готовых ринуться на призыв клиента, и даже не в комфорте, которым одаривает этот отель на колесах своих гостей. Но прежде всего в оригинальном маршруте, который столько лет никто, кроме "Восточного экспресса", не решался повторить.

4_3.jpg


"Восточный экспресс" всегда был поездом для путешественников. С тех самых пор, когда в 1881 году молодой бельгийский инженер Жорж Нагельмакерс основал свою компанию для производства железнодорожных вагонов класса "люкс" La Compagnie Internationale des Wagons-Lits, а 5 октября 1883 года он сам и 40 его гостей погрузились в вагоны, стоявшие у платформы Страсбургского вокзала в Париже, и отправились в свое первое настоящее путешествие в Стамбул. Доехали они, правда, лишь до Бухареста, там пересели на паром и по морю добирались до Босфора. Но первый железнодорожный маршрут, соединивший Запад с Востоком, был открыт.

4_4.jpg

Инициатива была принята и понята современниками. К 1889 году стараниями Нагельмакерса и Джорджа Пульмана Venice Simplon Orient Express был превращен в самое современное и роскошное средство не передвижения, но путешествия - королей, политиков, кинозвезд и шпионов. И непонятно, кто кому делал большую славу - поезд им или они поезду.

4_5.jpg

Покачиваясь в такт ритму вагонных колес, эти дамы в шелках и их ничем не занятые господа в смокингах вдыхали коньячные пары и упивались шампанским. А ловкий стюард тем временем превращал их купе из гостиной с хрусталем Lalique в спальню. И ставил у постели ночные туфли. И покинуть этот уют не было сил: даже сойдя "на берег", счастливая пара торопилась вернуться "на борт", чтобы вновь исчезнуть через день, два, неделю. И так многие десятилетия, пока министры и актрисы не пересели на самолеты. А Orient Express из символа роскоши не превратился в живое воспоминание. И когда в 1960-х этот легендарный поезд совершил свой последний круиз, все думали, что его давно нет.

4_6.jpg

"Восточный экспресс" был слишком дорог, чтобы о нем мечтать. Он мог быть только идеалом. Или реальностью - для тех, кто мог ее себе позволить.

4_7.jpg

Это правило действует и теперь. Только королей сменили жены миллионеров и богатые американцы, справляющие в Orient Express свою "медовую неделю". Или две. Верхнего предела, как и нижнего, - нет.

5-153.jpg

И маршрутов прибавилось - как, впрочем, и поездов. Orient Express - это не состав и даже не маршрут. Это бренд, но не модный, а вечный. И найти его можно везде. Eastern & Orient Express ходит из Сингапура в Малайзию и Бангкок - построенный в 1973 году в Японии, он был воссоздан той же компанией дизайнеров, что и Venice Simplon Orient Express, с поправкой на колониальный стиль и открытым вагоном из ратанга - смотровым. Поезд Great South Pacific Express возит народ вдоль южного побережья Австралии - в вагончиках, копирующих "родные" с такой точностью, что и Пульман бы не отличил. The Blue Train ходит по Югу Африки - из Претории в Кейптаун, а Rovos Rail, с интерьерами в стиле позднего ар деко и паровозами, - по ЮАР и Намибии, от национального парка Крюгер до водопада Виктория и пустыни Намиб. В каждом Rovos Rail - 36 двухместных купе, со спальней, гостиной и настоящей ванной (а не душем), а в конце состава - обзорный вагон со стеклянной задней стенкой. По маршруту Москва-Пекин ездит "Восточный экспресс", собранный из аутентичных вагонов венецианского предка, которые в 1993 году были переданы России и восстановлены на Тамбовском заводе. Его пассажиры - зажиточные европейские пенсионеры, у которых хватает средств, чтобы добраться от Москвы до Китая. И осталось время, чтобы все успеть.

6-145.jpg
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments