Максим Голубев (carabaas) wrote,
Максим Голубев
carabaas

Король китча

Одд Недрум (англ. Odd Nerdrum) — норвежский художник-фигуративист , родиился в Швеции, в Хельсинборге. На его работы сильно повлияло творчество Рембрандта и Караваджо, но темы его работ фольклорные. Сюжеты картин базируются на анекдотах и народных историях. Он создаёт 6-8 картин в год, как натюрмортов и портретов, так и больших полотен. По его словам, его творчество следует рассматривать как китч; он является автором манифеста, в котором объясняет разницу между китчем и искусством.

tumblr_o61rf3mFoU1qz6f9yo7_1280.jpg

Война норвежца Одда Нердрума с модернизмом началась еще в детстве. «Я был причащен к искусству в ранние годы и в возрасте 9 лет рисовал абстрактные картины. Отчим был образованным человеком и собирал модернистское искусство. Однажды во время лыжной прогулки мы созерцали раскинувшуюся перед нами долину с великолепным закатом. «Это красиво, но если ты станешь художником, никогда не вздумай рисовать подобных картин, иначе тебя не возьмут на Осеннюю Выставку» — сказал он мне. Моя мать тоже была утонченной натурой и считала религиозность свидетельством необразованности».

Наделенный творческим темпераментом, Нердрум очень быстро начал ставить под сомнение принципы искусства, которые ему пытались навязать. В 1962 году он решил поступить в Национальную академию искусств в Осло. Всем абитуриентам необходимо было предоставить на рассмотрение комиссии три полотна. Две картины , которые представил Одд, были выполнены в его характерном стиле, а вот третья была всего лишь зарисовкой на скорую руку, которую Нердрум элементарно не успел закончить. Тот факт, что именно эта картина вызвала восхищение у членов приемной комиссии и стала его проходным билетом в лучшую арт-школу страны, заставил Нердрума еще раз усомниться в критериях, по которым определялась ценность модернистской живописи, требовавшей так мало усилий и умений.

tumblr_o61rf3mFoU1qz6f9yo5_1280.jpg

Побывав в Америке и познакомившись с работами представителей модного поп-арта, Одд Нердрум окончательно потерял всякий интерес к модернизму: «Модернизм выглядел старым и грустным, я был сыт им по горло».

Решительно настроившись плыть против течения, он вскоре принял участие в своей первой выставке на родине и немедленно был подвергнут громкой критике в местной прессе. Норвежские искусствоведы возмущались, как может начинающий художник одним махом отбросить сюрреализм, куббизм, Клее, Кандинского, Пикассо, Бекона — все то, что составляло гордость европейской живописи за последние полвека. С тех пор прошло немало времени, Одд Нердрум — зрелый мастер с мировым именем, но споры вокруг него не прекращаются.

tumblr_o61rf3mFoU1qz6f9yo3_1280.jpg

В 90-х он вел затяжную войну с Национальной академией икусств в Осло за возможность преподавать в ее стенах традиционную фигуративную живопись, что вызвала настоящую истерию в академических кругах. Крепость модернизма все-таки устояла, хотя ее репутация была существенно подпорчена. Применение цензуры (а исключение традиционного стиля из учебной программы Академии нельзя квалифицировать иначе как цензуру) еще раз подтверждает мысль о том, что модернизм давно превратился из бунтаря в воинственного блюстителя своих традиций.

В 2011 году Нердрум был обвинён в укрывательстве от уплаты налогов и осуждён на два года тюрьмы. Его защита объявила, что большая сумма денег, находившаяся на депозите в Австрии, была фондом, обеспечивающем воссоздание 36 картин, написанных в 80-е экспериментальной краской, потёкшей от тепла. Решение было подвергнуто критике. Профессор Эйвинн Сторм Бьерке (норв. Øivind Storm Bjerke) назвал приговор строгим, многие сторонники Одда указывали на недостатки в работе суда, вроде отсутствия доказательств. Нердрум объявил, что дело возбуждено по политическим причинам.

tumblr_o61rf3mFoU1qz6f9yo2_1280.jpg

Согласно законам Норвегии, Нердрум не должен заниматься рисованием во время пребывания в тюрьме, так как заключённые Норвегии не имеют права заниматься в тюрьме предпринимательской деятельностью.

Хотя сам художник называет себя не иначе как «королем китча» и «историческим анархистом», а в свои единомышленники записывает Сибелиуса, Репина, Чайковского, Рахманинова, Гершвина, Родена и Рембрандта, его картины подходят под определение китча так же плохо, как и для того, чтобы повесить их в гостиной.

tumblr_o61rf3mFoU1qz6f9yo1_1280.jpg

Используя технику кьяроскуро, Нердрум отбрасывает все достижения модернистской живописи и ставит под сомнение догму о том, что художник способен создать нечто новое, только повернувшись спиной к старому. Широкая известность Нердрума, с одной стороны, и его оппозиция к модернистскому истеблишменту и аутсайдерство, с другой, оставляют открытым вопрос, чем же самом деле является его творчество — китчем или искусством. Впрочем, такой авторитетный музей как Метрополитен в Нью-Йорке имеет в своей коллекции две его картины.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments