Максим Голубев (carabaas) wrote,
Максим Голубев
carabaas

Король китча

Одд Недрум (англ. Odd Nerdrum) — норвежский художник-фигуративист , родиился в Швеции, в Хельсинборге. На его работы сильно повлияло творчество Рембрандта и Караваджо, но темы его работ фольклорные. Сюжеты картин базируются на анекдотах и народных историях. Он создаёт 6-8 картин в год, как натюрмортов и портретов, так и больших полотен. По его словам, его творчество следует рассматривать как китч; он является автором манифеста, в котором объясняет разницу между китчем и искусством.

tumblr_o61rf3mFoU1qz6f9yo7_1280.jpg

Война норвежца Одда Нердрума с модернизмом началась еще в детстве. «Я был причащен к искусству в ранние годы и в возрасте 9 лет рисовал абстрактные картины. Отчим был образованным человеком и собирал модернистское искусство. Однажды во время лыжной прогулки мы созерцали раскинувшуюся перед нами долину с великолепным закатом. «Это красиво, но если ты станешь художником, никогда не вздумай рисовать подобных картин, иначе тебя не возьмут на Осеннюю Выставку» — сказал он мне. Моя мать тоже была утонченной натурой и считала религиозность свидетельством необразованности».

Наделенный творческим темпераментом, Нердрум очень быстро начал ставить под сомнение принципы искусства, которые ему пытались навязать. В 1962 году он решил поступить в Национальную академию искусств в Осло. Всем абитуриентам необходимо было предоставить на рассмотрение комиссии три полотна. Две картины , которые представил Одд, были выполнены в его характерном стиле, а вот третья была всего лишь зарисовкой на скорую руку, которую Нердрум элементарно не успел закончить. Тот факт, что именно эта картина вызвала восхищение у членов приемной комиссии и стала его проходным билетом в лучшую арт-школу страны, заставил Нердрума еще раз усомниться в критериях, по которым определялась ценность модернистской живописи, требовавшей так мало усилий и умений.

tumblr_o61rf3mFoU1qz6f9yo5_1280.jpg

Побывав в Америке и познакомившись с работами представителей модного поп-арта, Одд Нердрум окончательно потерял всякий интерес к модернизму: «Модернизм выглядел старым и грустным, я был сыт им по горло».

Решительно настроившись плыть против течения, он вскоре принял участие в своей первой выставке на родине и немедленно был подвергнут громкой критике в местной прессе. Норвежские искусствоведы возмущались, как может начинающий художник одним махом отбросить сюрреализм, куббизм, Клее, Кандинского, Пикассо, Бекона — все то, что составляло гордость европейской живописи за последние полвека. С тех пор прошло немало времени, Одд Нердрум — зрелый мастер с мировым именем, но споры вокруг него не прекращаются.

tumblr_o61rf3mFoU1qz6f9yo3_1280.jpg

В 90-х он вел затяжную войну с Национальной академией икусств в Осло за возможность преподавать в ее стенах традиционную фигуративную живопись, что вызвала настоящую истерию в академических кругах. Крепость модернизма все-таки устояла, хотя ее репутация была существенно подпорчена. Применение цензуры (а исключение традиционного стиля из учебной программы Академии нельзя квалифицировать иначе как цензуру) еще раз подтверждает мысль о том, что модернизм давно превратился из бунтаря в воинственного блюстителя своих традиций.

В 2011 году Нердрум был обвинён в укрывательстве от уплаты налогов и осуждён на два года тюрьмы. Его защита объявила, что большая сумма денег, находившаяся на депозите в Австрии, была фондом, обеспечивающем воссоздание 36 картин, написанных в 80-е экспериментальной краской, потёкшей от тепла. Решение было подвергнуто критике. Профессор Эйвинн Сторм Бьерке (норв. Øivind Storm Bjerke) назвал приговор строгим, многие сторонники Одда указывали на недостатки в работе суда, вроде отсутствия доказательств. Нердрум объявил, что дело возбуждено по политическим причинам.

tumblr_o61rf3mFoU1qz6f9yo2_1280.jpg

Согласно законам Норвегии, Нердрум не должен заниматься рисованием во время пребывания в тюрьме, так как заключённые Норвегии не имеют права заниматься в тюрьме предпринимательской деятельностью.

Хотя сам художник называет себя не иначе как «королем китча» и «историческим анархистом», а в свои единомышленники записывает Сибелиуса, Репина, Чайковского, Рахманинова, Гершвина, Родена и Рембрандта, его картины подходят под определение китча так же плохо, как и для того, чтобы повесить их в гостиной.

tumblr_o61rf3mFoU1qz6f9yo1_1280.jpg

Используя технику кьяроскуро, Нердрум отбрасывает все достижения модернистской живописи и ставит под сомнение догму о том, что художник способен создать нечто новое, только повернувшись спиной к старому. Широкая известность Нердрума, с одной стороны, и его оппозиция к модернистскому истеблишменту и аутсайдерство, с другой, оставляют открытым вопрос, чем же самом деле является его творчество — китчем или искусством. Впрочем, такой авторитетный музей как Метрополитен в Нью-Йорке имеет в своей коллекции две его картины.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments