Максим Голубев (carabaas) wrote,
Максим Голубев
carabaas

Огненные кони Параджанова

IMG_2515.JPG

23 марта в музейном комплексе "Мистецький Арсенал" состоялось открытие выставки "Тени забытых предков", посвященной одноименному фильму Сергея Параджанова.

«Тени забытых предков» поставил на киевской студии имени Довженко малоизвестный тогда выпускник московского ВГИКа Сергей Параджанов. Эта красочная, живописная лента, вдохновленная прозой украинского классика Михаила Коцюбинского и основанная на обычаях, поверьях гуцулов, произвела в свое время настоящий фурор во всем мире. За два года она получила порядка 30 призов на международных фестивалях, что было даже увековечено Книгой рекордов Гиннесса.

Выставка, посвященная фильму Сергея Параджанова, рассматривает картину как творческую лабораторию, в которой приняли участие не только непосредственные члены съемочной группы, но и люди, которые приезжали на съемки в Карпаты. Так, известный украинский художник Тиберий Сильваши был студентом, когда попал на съемки "Теней" - там он помогал собирать реквизит и фотографировал съемочный процесс.

На выставке представлены не только объекты, имеющие непосредственное отношение к фильму, но и объекты, представляющие культуру гуцулов, которая была отражена в "Тенях". Кроме того, посетители смогут увидеть записанные интервью с участниками съемок и два фильма-римейка известной сцены свадьбы Ивана и Палагны, снятые украинским режиссером Игорем Подольчаком и российским режиссером, худруком "Гоголь-центра" Кириллом Серебренниковым.

Кроме того, в рамках выставки пройдет образовательная программа и кураторские экскурсии.

Я побывал на открытии и немножко принес вам оттуда фотографий и интересных историй.

Вот на открытие выставки спешит Михаил Наенко. Профессор, доктор и литературовед.
IMG_2518.JPG

Это портрет Сергея Параджанова работы Георгия Якутовича. 1964 год. Линогравюра.
IMG_2519.JPG

Премьера кинодрамы "Тени забытых предков" состоялась в киевском кинотеатре "Украина". Стандартный показ неожиданно перерос в национальное выступление писателя Ивана Дзюбы и поэта Василия Стуса, которое, по сути, спровоцировало волну репрессий против украинской интеллигенции, дав старт 20-летней эпохе цензурных запретов и арестов.

IMG_2536.JPG

Фильм не был запрещен, но к нему отношение советской власти всегда было очень осторожным. Вопреки всему "Тени…" собрали огромный урожай призов на кинофестивалях по всему миру. Советские чиновники с международным мнением, конечно, считались, но постарались максимально уберечь от ненавистного им украинского поэтического кино народ, поскольку были абсолютно уверены: "наши люди такого не поймут".

IMG_2538.JPG

Все понимали, что Параджанов снял гениальную картину, но такого успеха, как за границей, в СССР она все же не имела. Сыграло роль и то, что через какое-то время Сергея посадили и все его картины оказались как бы вне закона.

Однако за полстолетия значимость шедевра Параджанова в киномире не уменьшилась ни на йоту. Киногения уже нет в этом мире 25 лет, но, к счастью, остались его фильмы и воспоминания.

IMG_2552.JPG

- Едва я вчитался в повесть Коцюбинского, как захотел ставить ее! - пишет Параджанов в своем эссе "Вечное движение". - Я влюбился в это кристально чистое ощущение красоты, гармонии, бесконечности. Ощущение грани, где природа переходит в искусство, а искусство в природу.

IMG_2560.JPG

Впрочем, кинокритики никогда не воспринимали "Тени…" как экранизацию литературного произведения, а всегда считали этот фильм "особой кинофилософией", рожденной из гениальных манипуляций Параджанова изобразительными средствами кино.

IMG_2563.JPG

По какой-то божьей воле в этом фильме сошлись, как потом стало ясно, не только великий режиссер, но и другие гении: оператор Юрий Ильенко, художник Сергей Якутович, композитор Мирослав Скорик, актеры Иван Мыколайчук и Лариса Кадочникова… Все они в 1991 году были награждены Государственной премией Украинской ССР. Параджанов, увы, посмертно.

IMG_2571.JPG

Фильм снимали в Карпатах целый год. Процесс был полон противоречий, доходящих до абсурда. В какой-то момент Ильенко и Кадочникова ушли из фильма. Дошло до того, что на съемки была выписана другая актриса. Но оператор и актриса вовремя одумались.

Был даже момент, когда Ильенко вызвал Параджанова на дуэль - и они действительно стрелялись на гуцульских пистолях! К счастью, обошлось без крови…

К слову, Параджанов искал актрису на роль Марички долго и упорно, а нашел ее буквально под носом - Кадочникова была женой Юрия Ильенко. Ради съемок в фильме актриса оставила престижную работу в московском театре "Современник" и после не раз говорила, что этот фильм изменил судьбу всех, кто был к нему причастен.

IMG_2576.JPG

Иван Мыколайчук на момент съемок "Теней…" был еще студентом театрального института им. Карпенко-Карого. На тот момент, когда его увидел Параджанов, все актеры на роли были утверждены. В итоге, благодаря случайности на Мыколайчука обрушилась сумасшедшая мировая слава.

Рассказывают, что в начале 1970-х на кинофестивале в Сербии после показа "Теней…" к Мыколайчуку подошел лунный первопроходец, американский астронавт Нейл Армстронг (большой киноман), и заявил: "Иван, с вами я опять готов лететь на Луну!".

IMG_2580.JPG

Любопытно, что в мире фильм Параджанова окрестили "Огненные кони".

"И вдруг в этом маленьком местном журнальчике, вряд ли когда-нибудь проникающем за пределы Франции (Tout-Rouen, 29 octobre — 11 novembre 1966, p. 50.), необычайная хвалебная речь по адресу «изумительного советского фильма „Огненные кони“». Тщетно стараемся мы припомнить, какой же это фильм у нас об огненных конях. И наконец находим подлинное его название, звучащее в латинской транскрипции так: «Тент забипих предков». И только ремарка «по роману Коцюбинского» объясняет нам, наконец, что речь идёт о советском фильме «Тени забытых предков». Вряд ли подозревают скромные украинские постановщики, каких эклог удостоился в Руане их фильм, высоко поднятый даже над «Горящим Парижем», шедшим одновременно с ним. Над рецензией об «Огненных конях» стоят три звёздочки и большая буква А (высшая оценка фильма), а в самой рецензии фильм аттестован как «не имеющий себе подобного, не похожий ни на какой другой, — всё в нем свет, жизнь, краска — классические данные советской кинематографии, — праздник для глаз и для сердца». Позднее в Руане я увидела очередь на него перед кассой кино. Руанцы, как и множество простых людей за рубежом, остро отзываются сердцем на тот непроизвольный советский оптимизм (утро века), каким, подчас независимо от воли авторов, пронизаны у нас не только счастливые, но и печальные фильмы; за рубежом оптимизм — вещь дефицитная". Мариэтта Шагинян. «Четыре урока у Ленина».

Тогда, 50 лет назад, в парижских кинотеатрах люди сидели на полу.

IMG_2581.JPG

Зал "Авторы" знакомит с командой, которая работала над созданием фильма. Организаторы хотели немного абстрагироваться от культа личности Параджанова и показать, что в создании картины есть заслуга и других людей - сценаристов, операторов, композиторов, что "Тени..." - это не только Параджанов.

IMG_2582.JPG

Но абстрагироваться от Параджанова удалось едва ли, ведь в каждом зале - его записки, фотографии, цитаты, раскадровки, воспоминания его и о нем.

IMG_2585.JPG

IMG_2592.JPG

Съёмки фильма проходили в настоящих гуцульских хатах и окрестностях села Криворивня Верховинского района Ивано-Франковской области, где Михаил Коцюбинский написал свою повесть.
Поэтический рефрен картины — три пастуха, появляющиеся в переломных моментах действия. Рыдающие голоса их трембит придают событиям необходимую эмоциональную окраску, подчёркивая колорит легенды.

IMG_2610.JPG

Один из самых интересных - зал "Разговоры". Проекторы транслируют интервью как с актерами "Теней...", так и с простыми гуцулами, задействованными в эпизодах. Они вспоминают процесс съемок и работу с Параджановым. Сделать выставку мультимедийной у организаторов действительно получилось. Помимо интервью, можно увидеть эпизоды из фильма и слайд-шоу из фотографий.

IMG_2631.JPG

Зал "Pictoric" -  новшество организаторов. Специально для него иллюстраторы создали комиксы, основанные на мифах, окутывающих фильм. В канун какого-то советского праздника лифтовую коробку в цирке напротив дома Параджанова закрыли огромным портретом Ленина. Ночью, когда лифт двигался, полотно просвечивалось и под ним легко можно было разглядеть силуэты людей. Режиссер позвонил в ЦК партии дежурному и сказал: "Вы что издеваетесь над своим вождем? Что вы устроили цирк с Лениным? Посмотрите, что творится у него в животе?".

IMG_2653.JPG

Для всего мира история о гуцульских Ромео и Джульетте стала вершиной украинского поэтического кино. Эта картина повлияла на творчество таких киногениев, как Феллини, Антониони, Куросава…

IMG_2655.JPG

IMG_2656.JPG

IMG_2657.JPG

IMG_2663.JPG

Дольше всего останавливаешься в зале "Этнография". Именно здесь собраны костюмы актеров и реквизит, в том числе и деревянное ярмо, которое вешали на шею Ивану и Палагне на свадьбе. Кстати, этот обряд Параджанов выдумал, но гуцулы так ним прониклись, что проводят до сих пор и утверждают, что такой обряд был и что это легенда, пришедшая от горцев!

IMG_2666.JPG

IMG_2672.JPG

IMG_2674.JPG

IMG_2675.JPG

IMG_2682.JPG

IMG_2696.JPG

IMG_2697.JPG

IMG_2699.JPG

IMG_2706.JPG

IMG_2709.JPG

Главная цель проекта, согласно задумке организаторов, посмотреть на фильм Параджанова под новым углом, переосмыслить опыт его создания. Выставка не расскажет вам ничего нового о сюжете фильма или его трактовке. Зато вы узнаете о  художественных и технических решениях, сквозь призму которых в последствии лучше поймете и сюжет, и поведение героев, и немедленно захотите пересмотреть фильм. Проект не навязывает определенного видения картины, не вешает ярлыков. Последний зал "Лес" ставит троеточие в экспозиции, призывает нас самих поразмышлять, почему именно так, а не иначе, режиссер показал эту историю. В "Тенях..." главные герои Иван и Маричка даже ни разу не поцеловались, но их любовь и преданность друг другу ни на секунду не вызывает сомнения у зрителя. Раньше я не понимала, что фрагментарные, обрывистые кадры могущего леса, неразборчивые спиванки гуцулов, и даже похороны Ивана, сопровождаемые дикими танцами,  как раз и воплощают эту любовь.

IMG_2718.JPG

Экспозиция поделена не девять тематических секций. А знакомство с проектом начинается с "Красного" зала и инсталляции "Реинкарнация" - посреди комнаты навалена огромная груда деревянных досок. Она должна вызывать у посетителей ассоциацию с первыми кадрами из фильма, когда брат Ивана погибает в лесу из-за упавшей сосны.

IMG_2720.JPG

"Тени забытых предков. Выставка" продлится в "Мистецьком Арсенале" до 10 апреля. Дальше проект поедет во Львов и пройдет там в конце июня. В планах организаторов - гастроли выставки в Одессе и Днепропетровске, но локации и даты пока что неизвестны.

IMG_2724.JPG
Tags: кино, фотография
Subscribe
promo carabaas november 2, 12:00 Leave a comment
Buy for 100 tokens
Никифор Дровняк стоит в сквере у Доминиканского собора и пользуется славой волшебника. У него отполированы до блеска нос и палец. Чтобы ваше желание сбылось, говорят, надо подойти к художнику, рассказать ему вслух или про себя о вашей самой заветной мечте, а затем подержать за палец и потереть ему…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments