Максим Голубев (carabaas) wrote,
Максим Голубев
carabaas

Топ-10 краденых шедевров

Оказалось, что есть и такой топ. Конечно, воровать произведения искусства не так выгодно, как торговать наркотиками, оружием или курировать рынок сексуальных услуг. Тем не менее, бизнес это выгодный, старый и отлично отлаженный. Только в США на этом рынке за год проворачивают сделок на 6 миллиардов долларов. Каждый год на земном шарике исчезают без следа десятки тысяч произведений искусства.



Многие из них воруются не ценителями высокого, а обычными охотниками за цветметом. Например, в Великобритании преступления такого характера ежегодно наносят государству ущерб в размере £700 000. Предприимчивые обитатели Туманного Альбиона сдают статуи в пункты приема металлолома. И сдают не просто штампованный металл, речь идет о работах мастеров с мировыми именами. Лондонская полиция даже завела даже специальное подразделение для борьбы с хищениями металлических предметов. На следующий же день из Далвич-парка исчезла скульптура Барбары Хэпуорт «Разомкнутый круг» (900 тысяч долларов). Скорее всего ее уже переплавили и надежды на возвращение нет.






И размер в этом деле тоже не имеет большого значения. Удобнее, конечно, воровать картины: вырезал, скрутил в рулон - и напоминай как звали. Но настоящих умельцев ничто не остановит - ни размер, ни вес. В 2005 году в Британии трое неизвестных похитили статую, размеры которой достигали трех с половиной метров в длину и двух — в высоту и ширину. «Лежащая фигура» (4,6 миллиона), созданная модернистом Генри Муром, находилась на территории принадлежавшего ему поместья в графстве Хертфордшир. Прямо под пристальным взором камер наружного наблюдения зацепили лебедками и погрузили на грузовичок. Много лет полиция искала (и отдыху не знала). Скорее всего скульптура тоже уже переплавлена.



Тоталитарные режимы любят бороться с непонятным им авангардом, признавая его "дегенеративным". При этом с удовольствием присваивают образцы классической живописи. Например в 1939 году нацисты конфисковали «Портрет молодого человека» Рафаэля (100 миллионов долларов), которое принадлежало знатному польскому роду Чарторыйских. Перед самым окончанием Второй мировой картину видели у генерал-губернатора Польши Ганса Франка. Потом, перед началом Нюрнбергского процесса он перечислил места, где проигравшая сторона прятала украденную живопись, но шедевра Рафаэля там так и не нашли. Только в 2012 году стало известно, что он якобы находится в банковском хранилище на территории то ли США, то ли Европы. Но где?



Каирский Музей Мухаммеда Махмуда Халиля в 2010 году как раз закрывался на ремонт. Вероятно, именно по этой причине, когда оттуда похитили картину Ван Гога "Маки" (50 миллионов долларов), там не сработала ни сигнализация, подведенная к экспонатам, ни аппаратура слежения. Полиция блокировала аэропорты, вокзалы, причалы, но это не помогло. Совсем недавно эксперты сделали сенсационное заявление - воры рисковали ради подделки, а настоящие "Маки" были похищены еще в 1977 году. Все это время картина голландского постмодерниста висела в кабинете одного высокопоставленного египтянина, а позже была выгодно продана за границу. Но правда ли это?!



Ценители живописи полагают, что ограбление века произошло в мае 2010 года во Франции, когда из Парижского музея современного искусства были похищены пять картин. Преступник, который, похоже, работал в одиночку, не торопясь вытащил из рам работы Пабло Пикассо, Анри Матисса, Жоржа Брака, Амедео Модильяни и Фернана Леже. Он вел себя спокойно, как будто был убежден, что его не поймают никогда. Такое впечатление создается при просмотре записей с камер слежения. Но через год с небольшим и вора, и заказчика нашли и арестовали. Заказчик, мне сдается, был не последним звеном в этой цепочке. Он попытался убедить следствие, что в панике, почуствовав, что за ним ведется наблюдение, уничтожил все полотна. В том числе и «Голубя с зеленым горошком» Пабло Пикассо (28 миллионов долларов). Полиция продолжает искать похищенное...



Главными подозреваемыми в краже работы Микеланджело Меризи да Караваджо «Рождество со Святыми Франциском и Лаврентием» (20 миллионов долларов) считаются представители сицилийской мафии, но обнаружить заказчиков и исполнителей спецслужбы не могли долго. Картина была похищена в 1969 году из часовни Сан Лоренцо в Палермо - злую шутку с итальянцами сыграла традиция хранить произведения искусства в храмах и соборах. Печальную правду поведал киллер Гаспаре Спатуцца, когда на суде рассказал, что "Рождество" хранилось в хлеву на ферме семьи Пуллара. Там его грызли крысы и свиньи. Холст пришел в такое состояние, что потерял товарный вид и похитители его сожгли. В эту историю не хочется верить.



Роскошный новогодний подарок сделал себе в 1999 году организатор кражи картины Поля Сезанна «Вид на Овер-сюр-Уаз» (5 миллионов долларов) из Эшмоловского музея искусства и археологии в Оксфорде. Пока вся страна запускала фейерверки, пила шампанское и отсчитывала секунды до наступления миллениума, вор незамеченным пробрался в зал, где были представлены полотна импрессионистов, и унес одно из самых ценных. Естественно, ни о какой бдительности охранников в ночь нового тысячелетия и речи быть не могло, за что они впоследствии поплатились рабочими местами. Интересно, кстати, что сам Сезанн не был до конца удовлетворен своей работой: он не оставил на холсте подписи, а значит, считал его незаконченным. На экспертную оценку стоимоcти «Вида на Овер-сюр-Уаз» это не слишком повлияло.



Одно из самых циничных похищений в области искусства было совершено в 1995 году, когда из нью-йоркской квартиры известной австрийской скрипачки Эрики Морини пропал инструмент, изготовленный самим Антонио Страдивари - скрипка Давыдов-Морини (3 миллиона долларов). Женщина, которой к тому времени уже перевалило за 90 лет, находилась в больнице в тяжелом состоянии. Посовещавшись, друзья и родственники Морини решили не сообщать ей печальную новость: боялись, что сердце старушки просто не выдержит такой утраты, ведь скрипку ей подарил отец более полувека назад. Морини умерла спустя считаные дни — в счастливом неведении. Поскольку следов взлома в квартире обнаружено не было, полиция полагает, что ответственность за кражу, вероятнее всего, лежит на плечах человека, вхожего в семью почившей старушки.



Дорогостоящие картины редко становятся случайной добычей: как правило, на них ведется долгая и прицельная охота. Исключение в этом смысле составляет полотно Огюста Ренуара «Мадлен с цветами в волосах, опирающаяся на локоть» (1 миллион долларов), которое досталось грабителю просто по стечению обстоятельств. 8 сентября 2011 года вооруженный мужчина ворвался в богатый дом на западе Хьюстона в штате Техас и, угрожая пистолетом, потребовал выложить на стол деньги и драгоценности. Перепуганный хозяин нашел в себе силы только на то, чтобы указать на висевшую на стене картину и назвать ее примерную стоимость. Обрадовавшись неожиданной удаче, преступник схватил «Мадлен» и скрылся во тьме. На этом его везение закончилось: полиция уверена, что тайно сбыть столь ценнный предмет искусства у рядового вора не получится.



Вряд ли голландский портретист Франц ван Мирис Старший предполагал, что его склонность писать картины маленького формата в дальнейшем будет на руку грабителям. Сотрудники Художественной галереи Нового Южного Уэльса в Австралии, откуда в 2007 году пропал автопортрет Франца ван Мириса Старший «Кавалер» (1 миллион долларов), предполагают, что на преступление вора вдохновили именно небольшие размеры полотна — всего 20 на 16 сантиметров. Более того, специалисты склонны считать кражу спонтанной: кто-то из посетителей внезапно осознал, что унести «Кавалера» в сумке не составит труда — и тут же осуществил задуманное. При этом в его цели вряд ли входила перепродажа, а значит, найти картину, скорее всего, уже не удастся, и она впредь будет украшать стену самой обычной квартиры или дома.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment