Максим Голубев (carabaas) wrote,
Максим Голубев
carabaas

Топ-10 краденых шедевров

Оказалось, что есть и такой топ. Конечно, воровать произведения искусства не так выгодно, как торговать наркотиками, оружием или курировать рынок сексуальных услуг. Тем не менее, бизнес это выгодный, старый и отлично отлаженный. Только в США на этом рынке за год проворачивают сделок на 6 миллиардов долларов. Каждый год на земном шарике исчезают без следа десятки тысяч произведений искусства.



Многие из них воруются не ценителями высокого, а обычными охотниками за цветметом. Например, в Великобритании преступления такого характера ежегодно наносят государству ущерб в размере £700 000. Предприимчивые обитатели Туманного Альбиона сдают статуи в пункты приема металлолома. И сдают не просто штампованный металл, речь идет о работах мастеров с мировыми именами. Лондонская полиция даже завела даже специальное подразделение для борьбы с хищениями металлических предметов. На следующий же день из Далвич-парка исчезла скульптура Барбары Хэпуорт «Разомкнутый круг» (900 тысяч долларов). Скорее всего ее уже переплавили и надежды на возвращение нет.






И размер в этом деле тоже не имеет большого значения. Удобнее, конечно, воровать картины: вырезал, скрутил в рулон - и напоминай как звали. Но настоящих умельцев ничто не остановит - ни размер, ни вес. В 2005 году в Британии трое неизвестных похитили статую, размеры которой достигали трех с половиной метров в длину и двух — в высоту и ширину. «Лежащая фигура» (4,6 миллиона), созданная модернистом Генри Муром, находилась на территории принадлежавшего ему поместья в графстве Хертфордшир. Прямо под пристальным взором камер наружного наблюдения зацепили лебедками и погрузили на грузовичок. Много лет полиция искала (и отдыху не знала). Скорее всего скульптура тоже уже переплавлена.



Тоталитарные режимы любят бороться с непонятным им авангардом, признавая его "дегенеративным". При этом с удовольствием присваивают образцы классической живописи. Например в 1939 году нацисты конфисковали «Портрет молодого человека» Рафаэля (100 миллионов долларов), которое принадлежало знатному польскому роду Чарторыйских. Перед самым окончанием Второй мировой картину видели у генерал-губернатора Польши Ганса Франка. Потом, перед началом Нюрнбергского процесса он перечислил места, где проигравшая сторона прятала украденную живопись, но шедевра Рафаэля там так и не нашли. Только в 2012 году стало известно, что он якобы находится в банковском хранилище на территории то ли США, то ли Европы. Но где?



Каирский Музей Мухаммеда Махмуда Халиля в 2010 году как раз закрывался на ремонт. Вероятно, именно по этой причине, когда оттуда похитили картину Ван Гога "Маки" (50 миллионов долларов), там не сработала ни сигнализация, подведенная к экспонатам, ни аппаратура слежения. Полиция блокировала аэропорты, вокзалы, причалы, но это не помогло. Совсем недавно эксперты сделали сенсационное заявление - воры рисковали ради подделки, а настоящие "Маки" были похищены еще в 1977 году. Все это время картина голландского постмодерниста висела в кабинете одного высокопоставленного египтянина, а позже была выгодно продана за границу. Но правда ли это?!



Ценители живописи полагают, что ограбление века произошло в мае 2010 года во Франции, когда из Парижского музея современного искусства были похищены пять картин. Преступник, который, похоже, работал в одиночку, не торопясь вытащил из рам работы Пабло Пикассо, Анри Матисса, Жоржа Брака, Амедео Модильяни и Фернана Леже. Он вел себя спокойно, как будто был убежден, что его не поймают никогда. Такое впечатление создается при просмотре записей с камер слежения. Но через год с небольшим и вора, и заказчика нашли и арестовали. Заказчик, мне сдается, был не последним звеном в этой цепочке. Он попытался убедить следствие, что в панике, почуствовав, что за ним ведется наблюдение, уничтожил все полотна. В том числе и «Голубя с зеленым горошком» Пабло Пикассо (28 миллионов долларов). Полиция продолжает искать похищенное...



Главными подозреваемыми в краже работы Микеланджело Меризи да Караваджо «Рождество со Святыми Франциском и Лаврентием» (20 миллионов долларов) считаются представители сицилийской мафии, но обнаружить заказчиков и исполнителей спецслужбы не могли долго. Картина была похищена в 1969 году из часовни Сан Лоренцо в Палермо - злую шутку с итальянцами сыграла традиция хранить произведения искусства в храмах и соборах. Печальную правду поведал киллер Гаспаре Спатуцца, когда на суде рассказал, что "Рождество" хранилось в хлеву на ферме семьи Пуллара. Там его грызли крысы и свиньи. Холст пришел в такое состояние, что потерял товарный вид и похитители его сожгли. В эту историю не хочется верить.



Роскошный новогодний подарок сделал себе в 1999 году организатор кражи картины Поля Сезанна «Вид на Овер-сюр-Уаз» (5 миллионов долларов) из Эшмоловского музея искусства и археологии в Оксфорде. Пока вся страна запускала фейерверки, пила шампанское и отсчитывала секунды до наступления миллениума, вор незамеченным пробрался в зал, где были представлены полотна импрессионистов, и унес одно из самых ценных. Естественно, ни о какой бдительности охранников в ночь нового тысячелетия и речи быть не могло, за что они впоследствии поплатились рабочими местами. Интересно, кстати, что сам Сезанн не был до конца удовлетворен своей работой: он не оставил на холсте подписи, а значит, считал его незаконченным. На экспертную оценку стоимоcти «Вида на Овер-сюр-Уаз» это не слишком повлияло.



Одно из самых циничных похищений в области искусства было совершено в 1995 году, когда из нью-йоркской квартиры известной австрийской скрипачки Эрики Морини пропал инструмент, изготовленный самим Антонио Страдивари - скрипка Давыдов-Морини (3 миллиона долларов). Женщина, которой к тому времени уже перевалило за 90 лет, находилась в больнице в тяжелом состоянии. Посовещавшись, друзья и родственники Морини решили не сообщать ей печальную новость: боялись, что сердце старушки просто не выдержит такой утраты, ведь скрипку ей подарил отец более полувека назад. Морини умерла спустя считаные дни — в счастливом неведении. Поскольку следов взлома в квартире обнаружено не было, полиция полагает, что ответственность за кражу, вероятнее всего, лежит на плечах человека, вхожего в семью почившей старушки.



Дорогостоящие картины редко становятся случайной добычей: как правило, на них ведется долгая и прицельная охота. Исключение в этом смысле составляет полотно Огюста Ренуара «Мадлен с цветами в волосах, опирающаяся на локоть» (1 миллион долларов), которое досталось грабителю просто по стечению обстоятельств. 8 сентября 2011 года вооруженный мужчина ворвался в богатый дом на западе Хьюстона в штате Техас и, угрожая пистолетом, потребовал выложить на стол деньги и драгоценности. Перепуганный хозяин нашел в себе силы только на то, чтобы указать на висевшую на стене картину и назвать ее примерную стоимость. Обрадовавшись неожиданной удаче, преступник схватил «Мадлен» и скрылся во тьме. На этом его везение закончилось: полиция уверена, что тайно сбыть столь ценнный предмет искусства у рядового вора не получится.



Вряд ли голландский портретист Франц ван Мирис Старший предполагал, что его склонность писать картины маленького формата в дальнейшем будет на руку грабителям. Сотрудники Художественной галереи Нового Южного Уэльса в Австралии, откуда в 2007 году пропал автопортрет Франца ван Мириса Старший «Кавалер» (1 миллион долларов), предполагают, что на преступление вора вдохновили именно небольшие размеры полотна — всего 20 на 16 сантиметров. Более того, специалисты склонны считать кражу спонтанной: кто-то из посетителей внезапно осознал, что унести «Кавалера» в сумке не составит труда — и тут же осуществил задуманное. При этом в его цели вряд ли входила перепродажа, а значит, найти картину, скорее всего, уже не удастся, и она впредь будет украшать стену самой обычной квартиры или дома.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment