Максим Голубев (carabaas) wrote,
Максим Голубев
carabaas

Греко-Синайский мужской монастырь в Киеве



Один известный путешественник по Украине и Европе, ранее редко бывавший в Киеве, назвал эту башню - «бефруа». Так традиционно в Европе называют башни ратуши. И их действительно можно спутать, но на самом деле это бывшая колокольня церкви святой Екатерины Греко-Синайского монастыря.


Греки торговали везде. Правда, селились они сначала только у моря, но позже начали создавать свои общины и в далеких от моря местах. И странно, если бы они не появились в Киеве. Еще в XVII в. греки основали в Киеве свою колонию, на Подоле, где постоянно проходили ярмарки и заключались контракты. Долгое время они не имели в городе своего храма, хотя в принципе их должны устраивать любые киевские церкви, ведь греки, как и украинцы, православные. Но им хотелось именно свою. И вот в 1739 они наконец получили разрешение от магистрата на строительство собственного храма. И сразу начали строить. Землю под храм подарил богатый купец Астаматиос Тимати.

Над входом в храм Святой Великомученицы Екатерины – два ангела с венками и золотые письмена. С левой стороны надписи на греческом языке, с правой – перевод. Посередине между надписями золотой крестик. Все это напоминает посетителям, что здесь все-таки храм, а не финансовое учреждение и стоит отдавать «Богу – богово, кесарю – кесарево»


Строительство продолжалось два года. Хоть и заказчиками храма были греки, но возвели его в типичном стиле украинского барокко. Храм был небольшой, но имел три купола. Ему сразу дали собственный приход, который составляли, конечно, представители греческой общины.

В 1746 греческий приход был преобразован в мужской монастырь, подчиненный Синайской епархии (той, которая и сейчас относится к Иерусалимскому Патриархату). Его стали называть Греко-Синайским монастырем. Во второй половине XVIII в. на территории монастыря построили комплекс жилых корпусов и небольшую колокольню. Говорят, что к их проектированию приложил руку Иван Григорович-Барский. Но сейчас это доказать, или опровергнуть невозможно, ведь от тех зданий ничего не сохранилось, так как часть их сгорела в 1811 во время большого пожара, а другую часть разобрали в более поздние времена.




В 1857 колокольня была несколько перестроена. Чуть позже перестроили и церковь - с трехбанной она превратилась в однобанную.

Незадолго до Первой Мировой войны в 1914 состоялась последняя развитие монастыря. По проекту архитектора Эйснера построили новую колокольню (на месте старой) и доходный дом. Эти два сооружения - все что осталось сейчас от Греко-Синайского монастыря.




Построенная в стиле неоклассицизма колокольня стала настоящим украшением Контрактовой площади (Контрактовая площадь 2-б). Но в первоначальном виде колокольня просуществовала недолго - в 1929 ее башню разобрали. Тогда же разобрали и церковь святой Екатерины, мотивируя это ее аварийным состоянием. А годом ранее Греко-Синайский монастырь был закрыт большевистской властью. Колокольню передали в подчинение коммунальному хозяйству, и в доходном доме открыли выставку, которая впоследствии превратилась в музей, а позже - в экономический институт. В послевоенные времена колокольню и доходный дом занимал Экспериментальный завод пищевых машин.

Доходный дом относят к лучшим зданиям Киева начала ХХ в. Стилизованный под ампир дом, имеет четко продуманную масштабность (по площади) и богатое скульптурное убранство. Сейчас его, так же как и колокольню, занимает Национальный банк, средствами которого была осуществлена ​​реставрация зданий. Три раза в неделю верующим позволяют собираться сюда на богослужение.


Tags: Киев, история, фотография
Subscribe

Posts from This Journal “история” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment