Максим Голубев (carabaas) wrote,
Максим Голубев
carabaas

Греко-Синайский мужской монастырь в Киеве



Один известный путешественник по Украине и Европе, ранее редко бывавший в Киеве, назвал эту башню - «бефруа». Так традиционно в Европе называют башни ратуши. И их действительно можно спутать, но на самом деле это бывшая колокольня церкви святой Екатерины Греко-Синайского монастыря.


Греки торговали везде. Правда, селились они сначала только у моря, но позже начали создавать свои общины и в далеких от моря местах. И странно, если бы они не появились в Киеве. Еще в XVII в. греки основали в Киеве свою колонию, на Подоле, где постоянно проходили ярмарки и заключались контракты. Долгое время они не имели в городе своего храма, хотя в принципе их должны устраивать любые киевские церкви, ведь греки, как и украинцы, православные. Но им хотелось именно свою. И вот в 1739 они наконец получили разрешение от магистрата на строительство собственного храма. И сразу начали строить. Землю под храм подарил богатый купец Астаматиос Тимати.

Над входом в храм Святой Великомученицы Екатерины – два ангела с венками и золотые письмена. С левой стороны надписи на греческом языке, с правой – перевод. Посередине между надписями золотой крестик. Все это напоминает посетителям, что здесь все-таки храм, а не финансовое учреждение и стоит отдавать «Богу – богово, кесарю – кесарево»


Строительство продолжалось два года. Хоть и заказчиками храма были греки, но возвели его в типичном стиле украинского барокко. Храм был небольшой, но имел три купола. Ему сразу дали собственный приход, который составляли, конечно, представители греческой общины.

В 1746 греческий приход был преобразован в мужской монастырь, подчиненный Синайской епархии (той, которая и сейчас относится к Иерусалимскому Патриархату). Его стали называть Греко-Синайским монастырем. Во второй половине XVIII в. на территории монастыря построили комплекс жилых корпусов и небольшую колокольню. Говорят, что к их проектированию приложил руку Иван Григорович-Барский. Но сейчас это доказать, или опровергнуть невозможно, ведь от тех зданий ничего не сохранилось, так как часть их сгорела в 1811 во время большого пожара, а другую часть разобрали в более поздние времена.




В 1857 колокольня была несколько перестроена. Чуть позже перестроили и церковь - с трехбанной она превратилась в однобанную.

Незадолго до Первой Мировой войны в 1914 состоялась последняя развитие монастыря. По проекту архитектора Эйснера построили новую колокольню (на месте старой) и доходный дом. Эти два сооружения - все что осталось сейчас от Греко-Синайского монастыря.




Построенная в стиле неоклассицизма колокольня стала настоящим украшением Контрактовой площади (Контрактовая площадь 2-б). Но в первоначальном виде колокольня просуществовала недолго - в 1929 ее башню разобрали. Тогда же разобрали и церковь святой Екатерины, мотивируя это ее аварийным состоянием. А годом ранее Греко-Синайский монастырь был закрыт большевистской властью. Колокольню передали в подчинение коммунальному хозяйству, и в доходном доме открыли выставку, которая впоследствии превратилась в музей, а позже - в экономический институт. В послевоенные времена колокольню и доходный дом занимал Экспериментальный завод пищевых машин.

Доходный дом относят к лучшим зданиям Киева начала ХХ в. Стилизованный под ампир дом, имеет четко продуманную масштабность (по площади) и богатое скульптурное убранство. Сейчас его, так же как и колокольню, занимает Национальный банк, средствами которого была осуществлена ​​реставрация зданий. Три раза в неделю верующим позволяют собираться сюда на богослужение.


Tags: Киев, история, фотография
Subscribe

Posts from This Journal “история” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment